«Завершение отставки правительства Медведева». Самые важные детали перестановок в российском кабмине
Масштаб, конечно, не как в январе, когда в России вообще сменилось правительство вместе с премьером. И тем не менее в пяти министерствах поменялись руководители. Не все, правда, кабинеты ключевые. Но, например, Минстрой отвечает за нацпроект строительства, которому власти уделяют большое внимание. Стройка — это вообще барометр экономики и огромное количество смежников.
Минприроды — это распределение лицензий на месторождения, ведомство, которое отвечает за другой важный нацпроект — экологию. И можно догадаться, почему меняют руководителя — горячие экологические точки и провал мусорной реформы, который недавно признала Счетная палата.
Наконец Минэнерго, в том числе благодаря Александру Новаку, стало играть важную роль в ОПЕК+. А это прямое влияние на мировые нефтяные цены. И то, что Новак не только остался в правительстве, но и ушел на повышение, можно связать как раз с его ролью в ОПЕК+: договаривался картель с ним. Ну а в целом, перестановки — это продолжение процесса, начатого в январе, считает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Политическая турбулентность нарастает, система находится в стадии реформирования. Но этот процесс был запущен в январе с отставки правительства Медведева. Министры, которые сегодня переместились, они ведь из старого состава. В этом плане получается, что это завершение отставки правительства Медведева».
В обновленном правительстве стало на одного вице-премьера больше. Теперь их десять. Система у нас сейчас такая: непосредственно за разные отрасли и сферы отвечают министерства, их сейчас 18. Но у всех ведомств есть кураторы. Это вице-премьеры. И теперь на каждого из замов Мишустина приходится в среднем по одной целой и восемь десятых министра. Если так пойдет и дальше, то вскоре на одного вице-премьера будет приходиться один министр.
Обычно бывает так: сначала власти сокращают количество чиновников, и после этого их становится только больше. А когда-то система работала по-другому. Например, в правительстве Зубкова было всего пять вице-премьеров, два из которых — первые. А в кабинете Фрадкова какое-то время был всего один вице-премьер, вспоминает экс-министр труда, а ныне депутат Госдумы — Сергей Калашников.
Сергей Калашников бывший министр труда, депутат Госдумы «Был Фрадков и у него был один, я подчеркиваю, один вице-премьер — Александр Дмитриевич Жуков. Кстати, это были одни из самых эффективных лет работы правительства. Всего было, извините меня, шесть департаментов в правительстве — и справлялись прекрасно. Я сам был директором одного из департаментов. Поэтому это как раз пример того, что в условиях, когда все рушится, в том числе решится управляемость вслед за объективным разрушением, пытаются увеличить количество начальников путем надсмотрщиков над надсмотрщиками, которые в свою очередь являются надсмотрщиками».
Отдельного упоминания заслуживает переход Виталия Савельева из «Аэрофлота» на пост главы Минтранса. Можно ли считать это повышением? С одной стороны, руководитель крупнейшего авиаперевозчика — очень статусная должность. И она ближе к людям, нежели пост министра. С другой — транспорт из-за пандемии в кризисе. И Савельеву, видимо, доверено выводить из него отрасль. Тем более что он себя действительно хорошо зарекомендовал. Можно сравнить со Сбербанком, который сильно изменился в лучшую сторону с приходом Германа Грефа. Из неповоротливой госкорпорации с ее имиджем и старыми самолетами Савельев сделал премиального перевозчика и заодно создал успешного лоукостера, продолжает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Прекрасно себя, на мой взгляд, проявил во главе «Аэрофлота», из компании с тяжелым советским багажом превратив его за короткое время в современную передовую авиакомпанию, авиаперевозчика, который сегодня входит в двадцатку крупнейших авиакомпаний мира, вообще в лидерах мировых находится. И нам сегодня за нашего лидера, за авиакомпанию «Аэрофлот», как минимум, нестыдно».
К слову, за время, что Савельев управлял «Аэрофлотом», перевозчика несколько раз признавали лучшей авиакомпанией Европы. А однажды он вошел в число победителей в престижном международном конкурсе журнала Global Traveler. «Аэрофлот» отметили в номинации «Лучшее шампанское в бизнес-классе на международных рейсах». Теперь осталось дождаться, когда время пить шампанское настанет новому главе Минтранса, другим министрам и вообще всему правительству. Придет эта пора, когда все нацпроекты выполнят. Причем именно так, как их задумали.