Без субсидии далеко не улетишь
<p>Субсидии выделяют как федеральный, так и региональные бюджеты. В 2020 году перевозки выполняют авиакомпании S7, Utair, «Нордавиа», «Нордстар», «ЮВТ Аэро», «Комиавиатранс», «Руслайн», «Ямал», «Ираэро», «Сибирская легкая авиация», «Аэросервис», «Азимут», «Северсталь», «Красавиа», «Якутия», «Ангара» и некоторые другие.</p><p>Воспользоваться льготными билетами могут молодые люди до 23 лет, мужчины и женщины старше 60 лет и 55 лет соответственно, а также инвалиды и члены многодетных семей. </p><p><b>Проблемы Дальнего Востока</b></p><p>Основным перевозчиком по направлениям из центральной России на Дальний Восток является «Аэрофлот», который с августа прекратил продажу билетов на субсидируемые рейсы. Авиакомпания заявила, что выделенные федеральные средства на реализацию программы закончились. Цены на субсидируемые билеты, и правда, были очень привлекательными. Перелет Владивосток - Москва в обе стороны льготникам обходился с наценкой оператора (1400 рублей) всего 16 200 рублей. При покупке билетов на сайте – 14 800 рублей. Авиабилет обычному гражданину, не попадающему в эту категорию, обходится в 17 700 рублей в одну сторону. </p><p>Дальневосточные власти вынуждены на местном уровне решать проблему федеральной авиакомпании. В условиях пандемии и связанного с этим экономического кризиса для восстановления практики льготных полетов правительство Сахалинской области и авиакомпания провели ряд переговоров, в результате которых было решено отказаться от услуг «Аэрофлота». Теперь регулярные субсидированные рейсы будет выполняться авиакомпанией «Россия».</p><p>Такое решение приняли депутаты областной Думы в ходе обсуждения бюджета Сахалинской области на предстоящие три года. В пресс-службе пояснили, что высвобожденные средства будут частично направлены на мероприятия по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.</p><p><b>Анализ российского рынка авиаперевозок</b></p><p>Эксперты прогнозируют, что уровень перевозок авиатранспортом, который упал в связи с ковидной пандемией, вернется к прежним показателям лишь к 2024 году.</p><p>Председатель правления Сбербанка Анатолий Попов отметил, что в нынешнем году сменились приоритеты рынка. На первый план вышли внутренние авиаперевозки, доля которых за шесть месяцев увеличилась до 63%, в прошлом же году этот показатель составлял 51%. Чиновник настроен оптимистично и прогнозирует, что рынок внутрироссийских перевозок восстановится к уровню 2019 года уже в 2021 году. Нормализации рынка международных перевозок стоит ожидать лишь к 2024 году.</p><p>«Основными причинами быстрого восстановления внутрироссийского рынка авиаперевозок станут невозможность осуществления международных авиаперелетов по большинству ключевых направлений, снятие ограничений на перемещения внутри России из-за пандемии, сравнительно небольшой объем рынка внутрироссийских авиаперевозок, а также беспрецедентные меры государственной поддержи авиакомпаний», - заявил Попов.</p><p>Председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий настроен не так оптимистично. По его мнению, объемы внутренних авиалиний наращиваются из-за географической отдаленности объектов. Здесь мы имеем преимущество перед зарубежными перевозчиками, где многие маршруты стали убыточными настолько, что их пришлось закрыть. Но в нашей стране внутреннему рынку никогда не удавалось покрывать расходы авиакомпаний. Делалось это за счет международных перевозок.</p><p>«Сейчас платежеспособный спрос низкий, курсовая разница, напротив, высокая (а многие фиксированные издержки авиакомпаний номинированы в валюте), то есть перевозки на ВВЛ остаются убыточными несмотря на высокую загрузку самолетов», - отметил Синицкий. Не способствует восстановлению еще, как минимум, два важных фактора. </p><p>Первый, это рост аэропортовых сборов. Повышение происходит на фоне того, что аэропорты потеряли иностранных плательщиков, для которых ставки были выше, чем для отечественных перевозчиков. Вторым фактором убыточности являются долги, которые накопила отрасль. «Поэтому я бы поостерегся говорить о восстановлении рынка», - подчеркнул Синицкий.</p><p>Исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что авиакомпании не могут моментально перестроиться и выйти на докризисные показатели. «Аэропортам немного проще: они восстановили объемные показатели, сохранив уровень ставок сборов. Авиакомпании смогли увеличить перевозки лишь за счет демпинга», - уверен он.</p><p><b>Аудиторская проверка Счетной палаты</b></p><p>По итогам второго квартала этого года Счетная палата РФ представила результаты проверки целевого использования субсидий, выделяемых из федерального бюджета региональным авиаперевозчикам. В отчете отмечена низкая эффективность как доступности для пассажиров отдаленных регионов, так и недостаточное покрытие издержек авиаперевозчиков.</p><p>Постановлением №1242 основные субсидии направлены на выполнение беспересадочных рейсов между регионами, то есть, минуя Москву. В 2019 году, как подсчитали в Счетной палате, общая сумма от продажи билетов по спецтарифам и кредиты не покрывали расходы авиакомпаний. Где-то проблема в низком спросе по данным направлениям. Например, таким, как рейсы авиакомпании «Якутия» Якутск — Улан-Удэ, Нерюнгри — Красноярск и Мирный — Хабаровск, которые выполнялись на SSJ-100 и Boeing вместимостью 107 мест и выше.</p><p>Но иногда даже при полной загрузке рейсов некоторые направления все равно остаются убыточными. К таким относятся рейсы ООО «Аэросервис», выполнявшиеся на 17-местных L-410 из Иркутска в Кодинск и Красный Чикой.</p><p>Однако перевозчики получали немалую прибыль за счет продажи билетов в отдельных направлениях. Хотя, как заметили аудиторы, Калининград и Симферополь, например, никак не относятся к труднодоступным и удаленным населенным пунктам.</p><p>Комментируя результаты проверки, аудитор Валерий Богомолов отметил, что господдержка направлена в первую очередь на то, чтобы организовать авиасообщение с удаленными населенными пунктами, для которых пассажирские авиаперевозки очень актуальны и порой являются единственным способом связи с большой землей. По словам чиновника, за прошедшие три года появилось лишь 48 новых субсидируемых направлений в труднодоступные места из общего реестра, включающего в себя 462 населенных пункта. Указали в Счетной палате и на то, что пассажиропоток, минующий Москву, составил всего от 2 до 6%.</p><p><b>Меры поддержки отрасли</b></p><p>В октябре глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин предложил поддержать отрасль и выделить в 2021 году субсидии на компенсацию убытков авиаперевозчиков.</p><p>«Предлагаем предусмотреть в проекте бюджета на 2021 год субсидии в размере 23,6 млрд. рублей на частичную компенсацию расходов авиаперевозчиков в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие распространения коронавирусной инфекции. Субсидии будут направлены на компенсацию части расходов авиакомпаний на оплату труда авиационного персонала, на лизинговые платежи и аэропортовые расходы в части оплаты стоянки простаивающих воздушных судов», - заявил Катырин, уточнив, что соответствующее предложение направлено в комитет Госдумы по бюджету и налогам.</p><p>Чиновник отметил, что авиакомпании более всего пострадали в период коронавирусного кризиса. По итогам текущего года их убытки прогнозируются на отметке в 250-300 млрд. рублей из-за уменьшения пассажиропотока и грузоперевозок.</p><p>Поправки, внесенные ко второму чтению федерального бюджета, предложенные «Единой Россией», предполагают основную часть субсидий направить на перелеты из европейской части страны на Дальний Восток, в Крым и Калининград. Господдержка федеральных и региональных авиаперевозок между субъектами Российской Федерации, минуя столичные аэропорты, на 2021 год предусмотрена в размере 7,7 млрд. рублей. Для развития новых и доступных для населения авианаправлений на кредиты авиакомпаниям предполагается выделять по 3,8 млрд. рублей в год.</p>