Пикник Эрдогана в Вароше возмутил греческих киприотов. Стоит ли ждать обострения конфликта в Северном Кипре?
Никосия назвала визит президента Турции в самопровозглашенную Турецкую Республику Северного Кипра беспрецедентным вызовом. Спор турок и греков об этой территории, который тянется почти полвека, может обостриться.
Когда-то Вароша — квартал города Фамагуста — была самым популярным курортом Кипра. Там отдыхали Элизабет Тейлор и Брижит Бардо, было много отелей и развлечений. Однако в 1974 году греческая правящая хунта совершила госпереворот на Кипре, чтобы присоединить остров. Турция в ответ высадила войска в его северной части. Вскоре военный режим в Афинах пал, а Фамагуста осталась в руках турок. Треть острова стала самопровозглашенным государством, которое признала только Турция. Грекам дали сутки на то, чтобы оставить город.
И вот уже 46 лет он закрыт для всех. Отели, рестораны и улицы пришли в полный упадок. Варошу стали называть городом-призраком. Часть отелей до сих пор юридически принадлежит гражданам из 20 стран мира и находится в подвешенном состоянии. В мае 1984 года Совбез ООН принял резолюцию, которая запрещает заселение Вароши кем бы то ни было, кроме беженцев оттуда и их потомков.
В октябре этого года на Северном Кипре прошли выборы президента. Эрдоган в поддержку своего ставленника Эрсина Татара заявил об открытии Вароши и планах устроить там пикник на пляже. И обещание политик исполнил. Интересно, что во время пикника шел проливной дождь, однако обед для Эрдогана и Татара был накрыт в беседке под крышей. Журналисты при этом ждали турецкого лидера на улице.
Поведение турецкого лидера вызвало возмущение мирового сообщества, а киприоты-греки назвали это кощунством, говорит издатель газеты «Европа Кипр» Андрей Авситидийский.
Андрей Авситидийский издатель газеты «Европа Кипр» «Они возмущены, особенно те люди, которые стали беженцами в 1974 году и их потомки. Вароша подготовлена, там поменяли асфальт, велодорожки появились, растения высадили в горшках к визиту Эрдогана. Показывают, что Турция не собирается отказываться от своей роли лидера в Восточном Средиземноморье, не собирается отказываться от планов по добыче газа на Кипрском шельфе, несмотря на то, что думает по этому поводу мировое сообщество».
Кипр заявил, что действия Эрдогана перечеркивают весь переговорный процесс по Северному Кипру. Однако самопровозглашенная республика является приоритетным направлением внешней политики Турции, и визит туда Эрдогана — обычное дело, считает профессор, заведующий отделением Политологии и Международных отношений университета Кахраманмараш Сютчу Имам Тогрул Исмаил.
Тогрул Исмаил профессор, заведующий отделением Политологии и Международных отношений университета Кахраманмараш Сютчу Имам «Каким-то образом это связывать с нагнетанием обстановки, я думаю, что это просто демагогия, больше ничего. Две общины живут на Кипре, были определенные проблемы. Я думаю, что в этом вопросе всю вину возлагать на турецкую сторону не приходится. Здесь еще надо учитывать тот фактор, что ЕС обычно не берет в свои ряды страну, у которой есть проблемы, а в кипрском вопросе в одностороннем порядке Европейский Союз принял греческую сторону в состав ЕС. А то, что вот такие высказывания делает греческая сторона, это говорит о том, что они агрессивно относятся к этому вопросу».
В 2004 году генсек ООН Кофи Аннан предлагал провести референдум по возвращению греческой общины в Фамагусту. Но киприоты-греки проголосовали против, считая, что это узаконит турецкую оккупацию. Сейчас Эрдоган воодушевлен своими успехами во внешней политике, поэтому действует наперекор всему миру, считает руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.
Алексей Малашенко руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» «После Карабаха, который он считает своим успехом, после того, как он нагло разговаривает с Европой и ничего в ответ не получает, кроме общих рассуждений, он полагает, что сейчас самый подходящий момент окончательно застолбить турецкую республику Кипр. Кипр вообще ничего сделать не может. Это может сделать объединенная Европа, которая делать этого не будет. Сейчас не до Кипра. Он набирает очки. Как это ни смешно, но у меня такое ощущение, что главное препятствие для Эрдогана будет не Европа, которая занята своими делами, а арабский мир, который он все больше раздражает. Он пытается играть ключевую роль на Ближнем Востоке, опять пытается говорить про Османскую Империю».
Эрдоган заявил, что переговоры вокруг Кипра должны быть основаны на принципе существования на острове двух государств. Он добавил, что Турция, как страна-гарант по кипрскому урегулированию, «больше не потерпит дипломатических игр», имея в виду геологоразведку залежей углеводородов на кипрском шельфе. Турция продолжит бурение в Восточном Средиземноморье до тех пор, пока не будет достигнуто «справедливое соглашение».