Экскурсии в невесомость. Как работает первый частный космический стартап в России
С 2015 года я развиваю первое в России коммерческое агентство космических впечатлений. Перед тем как открыть собственный стартап я несколько лет работала директором департамента информационной политики «Роскосмоса». Этот опыт работы позволил мне погрузиться в тематику, понять особенности отрасли и установить контакты с её ключевыми представителями. О стартапе Мы предлагаем активности, связанные с космосом, популяризируем его и делаем ближе для людей. У нас несколько направлений, основные — образовательные программы и туристические поездки к самым «космическим» местам на планете. Как официальный оператор космического туризма «Роскосмоса», мы можем даже отправить человека на орбиту. Сначала мы делали образовательные программы для иностранцев, преимущественно школьников и студентов. Это было нашей первой ступенькой развития. В 2018 году доля иностранных клиентов у нас составляла 70%, но к 2020 году нам удалось увеличить численность клиентов из России, и процентное соотношение выровнялось. Школьники приезжали на экскурсии в Центр подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю.А. Гагарина и на другие объекты Звездного городка. Мы проводили мастер-классы по ракетостроению и скафандростроению с участием действующих космонавтов и сотрудников ЦПК. Потом мы разработали программу посещения космодрома Байконур — проработали детальный сценарий и начали продавать экскурсионные туры. В программу входит посещение всех ключевых элементов пункта управления запуском, общение с действующими космонавтами и самое главное — возможность вживую увидеть запуск ракеты, находясь в непосредственной близости от старта. С недавнего времени у нас появилась возможность подобные экскурсии ещё на один космодром — «Восточный». Также мы предлагаем полеты в невесомости на борту специально оборудованного Ил-76. Программа рассчитана на целый день, из которых сам полёт на борту занимает 1,5 часа, в течение которых люди испытывают разные виды гравитации, в том числе полную невесомость. Конечно, есть определённые ограничения: нужно быть в определённой физической форме, чтобы быть допущенным к такому полёту, непосредственно перед полетом все участники проходят медосмотр и инструктаж. Какие трудности приходится преодолевать Самое сложное — это быть первопроходцами. Необходимо было донести до людей, что современные технологии позволяют обычным людям сделать космос ближе, ощутить, что это глобальное явление может быть прикладным. Достаточно сложно, к примеру, донести мысль о том, что каждый человек уже сейчас может отправиться в космос в качестве туриста при определённых условиях — наличии финансовых возможностей и времени на длительную программу подготовки. Кроме того, у детей и молодёжи нет особого трепета перед космосом и желания услышать тот самый «рокот космодрома». Поэтому нужно находить пути популяризации космоса и говорить о нём современным языком. Как проект переживает пандемию Нам пришлось отказаться от некоторых планов. Мы сместили акценты на те услуги, которые ранее были не так развиты, — например, мы предлагаем домашние квесты на космическую тематику. Также мы стали ещё активнее и чаще организовывать вебинары и интервью с действующими космонавтами в онлайне — у нас этот формат уже давно отлажен, ведь, как мы сами поняли, космонавты — это идеальный пример работы на «удалёнке» и ведения постоянной коммуникации в дистанционном режиме. О финансовой стороне С самого начала я вкладывала и продолжаю вкладывать в проект только свои инвестиции. Сторонних инвесторов не привлекаю. Были варианты сотрудничества с несколькими компаниями, в том числе девелоперскими, но они не реализовались, потому что позиция нашей команды такова: нам очень важно, чтобы наши партнёры на 100% разделяли наши идеи и соответствовали нашему позиционированию. Стоимость наших продуктов — от 3500 рублей за экскурсию в Звёздный городок до десятков миллионов долларов за полёт на МКС в качестве космического туриста. Полетать в невесомости, например, можно за 290 000 рублей. В 2018 году наш оборот составил 32 млн рублей, в 2019-м — уже 68 млн. Такого прироста удалось добиться в том числе за счёт расширения линейки продуктов и нашего подхода не «продавать» услуги, а создавать комьюнити, чтобы действующие клиенты возвращались к нам. О планах Сейчас мы развиваем наше новое направление — организацию туров по «космическим» местам Земли. В начале сентября мы собрали группу наших самых преданных клиентов и отправились на Алтай, где местные ландшафты очень напоминают «марсианские». Также с самого основания компании мы развиваем международное направление — у нас уже 15 партнёров-агентов по всему миру, в том числе в Индии, Германии и ОАЭ. Они организуют сбор групп местного населения, которым интересно приобщиться к космосу. В 2021 году планируем выйти в США — сейчас идут последние согласования и оформление документов. А если говорить о глобальных амбициозных целях — мы стремимся к построению в будущем устойчивой экосистемы космических впечатлений, в которой будет работать концепция «одного окна»: если у человека есть идея, связанная с космосом, — это только к нам. Советы, инсайты, рекомендации начинающим предпринимателям Всегда нужно искать возможности и пути для расширения продуктовой линейки, чтобы «обернуть» в них клиента несколько раз, побудив его возвращаться к вам снова и снова. На первом месте — долгосрочное сотрудничество, а уже потом — коммерция. Необходимо найти социальную значимость своего проекта — понять, что вы оставите после себя, какую пользу ваш проект принесёт обществу. В современных условиях это важная часть успеха. Социальная значимость позволяет повысить интерес и лояльность к вашему проекту, сделать его более заметным, выделить среди конкурентов. Очень важно эффективно выстраивать свой личный бренд и нетворкинг, поскольку в начале пути стартапов личный имидж и связи основателя могут сыграть ключевую роль в успешном становлении проекта. Но при этом важно грамотно выстроить работу команды, настроить бизнес-процессы. Фото: depositphotos.com