Россия может не успеть создать необходимую ледокольную базу услуг к 2030 году

Он отметил существенные масштабы уже реализованных и только планирующихся проектов: «Сегодня 92% углеводородного сырья добывается на полуострове Ямал, и себестоимость добычи там в разы ниже, чем в других регионах планеты. То же самое с сырой нефтью - Пайяхское месторождение по плану может выйти на 50 млн тонн экспорта сырой нефти, и будет активно в течение 30-40 лет. Не забываем еще и про уголь. Все эти проекты невозможны без транспортной инфраструктуры, которая выходит на море». Поэтому российским транспортникам необходимо обеспечить эффективную и быструю транспортировку груза через двухметровые льды Северного морского пути. Глобальное потепление дало возможность проходить под парусом 2-2,5 месяца, но 10 месяцев в году в Ледовитом океане держится сплошной лед, а значит ледоколы в ближайшем будущем не потеряют свою актуальность для России.

Россия может не успеть создать необходимую ледокольную базу услуг к 2030 году
© РЖД-Партнер

Более, того, они должны модернизироваться. «Уголь возится судовыми партиями по 100 тыс. тонн, для этого используются махины 50 метров шириной и 300 метров длиной. В этом смысле в Арктике на ледоколе мощностью меньше 45-50 мегаватт делать нечего. Вы не обеспечите коммерческую скорость – такую, которая достигается в открытом море», - пояснил В. Рукша.

Вторая важная задача – обновление ледокольного флота, которое завершается к 2027 году, когда будет выпушено 5 новых ледоколов класса ЛК-60. «Но при этом мы три остановим и дай бог на «Звезде» построим мощнейший ледокол «Лидер»», - добавил эксперт. По его оценке, для вывоза всех заявленных объемов только для работы в Омской губе и Енисейском заливе потребуется минимум 6 ледоколов.

«Самое главное – мы фактически активно работаем сегодня только в сторону Запада, а перед Россией стоит сверхстратегическая задача – круглогодичный выход по восточному маршруту на рынки Тихого океана», - добавил В. Рукша.

Он также отметил, что если состоится проект «Восток Оил», то 80 млн тонн перевозок по СМП – это реальная цифра. «Мы видим, что 2030 год – это не менее 110-120 млн тонн, из которых по восточному маршруту будет двигаться не менее 60-70 млн тонн. Я боюсь, что вот под эту задачу мы физически не успеем создать необходимые ледокольные услуги», - подвел итог спикер.