Курильщика в самолете могут приравнять к террористу

Уйдем немного от дел земных и меркантильных в сторону небес — смотрим, что в соцсетях часто обсуждается курение… в самолетах. Точнее, инциденты с курением, после которого борт сажают в промежуточном городе, нарушителя сдают полиции, а после ему выкатывают 50 000 штрафа и часто — компенсацию посадки-заправки-обслуживания (от 1 млн. рублей).

Курильщика в самолете могут приравнять к террористу
© Kadara.ru

Поясним по пунктам. Букв будет много, но зато «от и до».

Да, раньше можно было курить в салоне, на всех авиалиниях во всем мире. Однако, было принято и прописано авиарегуляторами решение вначале о частичном (можно после посадки, раз не терпится), а после и полном запрете курения. При этом пожаробезопасность была не главной — основной причиной стали жалобы некурящих пассажиров, аллергиков и родителей с детьми. Плюс авиакомпании посчитали, что усиленная вентиляция салона тратит куда больше горючего (в среднем в США — от 100 тыс долларов за рейс).

pixabay.com

Да, до сих пор в туалетах самолетов (на дверях) есть пепельницы. Их функционал очень прост — если уж найдется куряка, чтобы он бросил окурок именно в железную пепельницу, а не в мусорную емкость с выброшенными полотенцами и туалетной бумагой. Если человек бросит «бычок» туда — 99% бумага загорится и начнется пожар, который моментально перекинется на пластик туалетной комнаты и пластик салона.

Как самолеты сгорают изнутри в случае пожара (среднее время — 2 минуты, что у «Суперджета», что у иностранных бортов) — уже не могут рассказать погибшие выжившие пассажиры все тех же SSJ из Шереметьево, Boeing и Airbus из видеороликов, которых в интернете множество.

Конечно, в случае пожара в туалете или салоне, у экипажа есть четко прописанный алгоритм — старший бортпроводник хватает специальную накидку с самоспасателем и работает огнетушителем. Однако, кто-то всерьез хочет увидеть, что такое пожар на высоте и как отравляет человека горение пластика?

Почему нельзя курить электронные сигареты и парить? Все просто. У экипажа есть четкие установки на предмет «в салоне появился дым». И им недосуг разбираться, загорелись ли километры проводов под пластиком обшивки — или это человек парит/тянет айкос-подобные сигаретки в свое удовольствие.

Почему человеку не делают замечание и не прощают? Все регулируется правилами авиакомпании. Кто-то сажает самолет (сработка датчика дыма пишется в параметрические самописцы), кто-то долетает до пункта назначения и сдает полиции, кто-то разворачивается назад. Могут выписать предписание (подписывается экипажем и КВС), но как быть, если человек надрался и «ну а чо такого, не сгорели же, а курить таааак хочется, да я везде курю — ну на 5/10 тыщ штрафа на руки».

Ну и потом — представляете, как курение одного человека, которое чувствует весь самолет, провоцирует других курильщиков (в среднем их около 40% на каждом рейсе), особенно если люди приняли на грудь?

Но самое главное — после закрытия дверей самолета, КВС является (буквально и по закону) царем и богом, его указания обязательны к немедленному и беспрекословному исполнению (оспорить их можно после посадки в судах, но в полете обязательно их выполнение). Таковы не только правила авиакомпании, с которыми пассажир согласился при покупки билетов, таковы (международные) законы.

Скажем по секрету больше — КВС, если пассажир не исполняет его указания, может даже объявить (имеет право, хотя прецедентов не было) о захвате самолета и будет юридически прав — ведь человек ведет себя вразрез с требованиями экипажа (не курить, не барагозить, убрать тяжелый фотоаппарат на взлете, выполнять аварийный протокол, и т.п.), таким образом осуществив «бунт на борту».

Как быть курильщикам? Увы, нанимать собственный чартер и оплачивать его (в том числе последующую санобоработку от запаха — вдруг дальше полетят некурящие) и договариваться с экипажем на курение в полете.

Про лайфхаки «как курить в туалете без срабатывания датчиков» или пустые комнаты для сна экипажа, в которые раньше добрые стюардессы пускали покурить на супер-дальних рейсах больших бортов писать не будем, мы люди законопослушные.