За каждого «потерянного» пассажира. Авиакомпании дозаправились субсидиями
Правительство продлило срок, в течение которого авиакомпании и аэропорты могут получить компенсации из-за падения пассажиропотока вследствие пандемии. До сих пор выплаты субсидий авиаперевозчикам предусматривались только за период с февраля по июль, аэропортам — только за второй квартал.
Согласно новым правилам, программа компенсаций продлевается до ноября, при этом применяемый для расчета субсидии размер расходной ставки увеличивается с 365 до 685 руб. за каждого «потерянного» из-за коронавирусных ограничений пассажира.
При этом для авиаперевозчиков, работающих в Дальневосточном федеральном округе, размер субсидии будет рассчитываться с учетом повышающего коэффициента – 1,5. Самые крупные дальневосточные перевозчики — «Аврора», входящая в группу «Аэрофлот», и «Якутия». Однако «Аврора» не может получить субсидию, поскольку «Аэрофлот» уже выбрал максимальные возможные для группы 7,9 млрд руб. При этом крупные чартерные перевозчики — обслужившие более 500 тыс. пассажиров в 2019 г. и с долей регулярных рейсов менее 50% от общего числа полетов — наоборот, получат меньшие компенсации (коэффициент составит 0,61). В число таких перевозчиков могут попасть, например, Azur Air, Royal Flight.
В мае на поддержку авиакомпаний правительство выделило 23,4 млрд рублей. Субсидии за период с июля по ноябрь также будут выплачиваться из этой суммы, говорится в пояснительной записке к постановлению.
В сообщении напоминают, что средства можно потратить на зарплаты авиационному персоналу (не менее 60% от общего объема субсидии), лизинговые платежи (не более 30% от общего объема), оплату стоянки воздушных судов (не более 10% от общего объема), а также на операционную деятельность и содержание имущества.
Также премьер Михаил Мишустин продлил программу субсидирования аэропортов. Теперь им будут начислять компенсации и за июль 2020 г., тогда как ранее выплаты полагались только за II квартал. Общий объем финансирования этого механизма поддержки, впервые запущенного в июне, составляет 10,9 млрд руб.
Такие субсидии можно направить на выплату зарплат сотрудникам (за исключением руководства и членов совета директоров), содержание зданий, ремонт оборудования и транспорта.
В период эпидемиологических ограничений и низкого спроса на пассажирские перевозки авиакомпании по всему миру переориентировали под перевозку грузов в том числе пассажирские лайнеры. По прогнозу IATA, в 2020 г. доля выручки от грузовых перевозок вырастет на 24 п. п., до 36%.
Вместе с тем ожидаемые убытки авиаотрасли могут достигнуть $118,5 млрд в этом году. В IATA ожидают падения пассажиропотока на 60,5%, до 1,8 млрд человек, загрузки кресел — на 17 процентных пунктов (п. п.), до 65,5%. Доходы от пассажирских перевозок упадут до $191 млрд, что составляет менее трети от прошлогоднего показателя, тогда как от грузовых, наоборот, увеличатся — почти на 15%, до $117,7 млрд.
В ноябре 2020 г. российские перевозчики обслужили 4,66 млн пассажиров, что на 48% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Пассажирооборот снизился на 57 % и составил 10,15 млрд пассажирокилометров.
Услугами авиакомпании «Аэрофлот» воспользовались 833,32 тыс. пассажиров, объем авиаперевозок сократился на 70,4%. «Победа» обслужила 873,47 тыс. пассажиров и сохранила объем авиаперевозок на уровне ноября прошлого года. Авиакомпания «Россия» перевезла 319,45 тыс.пассажиров (- 47,8%), «Уральские авиалинии» - 276,4 тыс.пассажиров (-60%).
Авиакомпания «Сибирь» в ноябре 2020 г. перевезла 904,81 тыс. пассажиров. При сравнении показателей группы S7 за аналогичный период прошлого года следует учитывать, что в декабре 2019 г. был завершен процесс объединения авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус», выполнявших полеты под единым брендом S7 Airlines. Таким образом, пассажиропоток S7 Airlines сократился на 29,4%.
Всего за январь-ноябрь 2020-го перевезено 64,12 млн пассажиров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем авиаперевозок снизился на 46,2%.