Особенно аппетит проявляет себя в путешествии. Мы едем в Венгрию, и заказываем там гуляш, в Италии просим подать Маргариту, рульку и пенное хотим попробовать именно в Чехии, мансаф – в Иордании, фалафель – в Израиле – так можно продолжать до бесконечности. Весь мир наслаждается в поездках аутентичной едой, «специалитетами», а рестораторы и туриндустрия зарабатывают на этом. Все в выигрыше: нам обещают и продают ощущения и впечатления, а мы проникаемся местными традициями.
2020 год внёс свои коррективы в привычные перемещения. И все посмотрели на нашу большую страну более внимательно. Какие-то города, например, наша соседка Коломна давно поняла преимущества локальной кухни – их калачи туристы раскупают мгновенно, и «коломенский калач» не просто перекус, а полноценный бренд.
Теперь очередь дошла и до остальной российской провинции. Рязань стала частью федерального проекта «Гастрономическая карта России»: у нас заработала первая в ЦФО лаборатория региональной кухни. Руководитель и координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России» – Екатерина Шаповалова, курируют эту тему МИД, Федеральное агентство по туризму, Агентство стратегических инициатив, у «карты» даже есть награда за лучшую методологию развития гастротуризма – так что всё очень серьёзно.
Участниками проекта уже стали 25 регионов страны. Основная задача – создать и представить меню региональной кухни в контексте туризма.
Новый виток культуры еды и местности
Лаборатория уже объединила 15 рязанских заведений, которые готовят блюда с историей с использованием фермерских продуктов. У всех присутствующих на площадке поваров был навык приготовления современных блюд с элементами старинной региональной рецептуры.
22 декабря в обновлённом здании бывшего водочного завода на улице Павлова на торжественном открытии собрались заместитель Председателя Правительства Рязанской области Роман Петряев, министр культуры и туризма области Виталий Попов, представитель Ростуризма Елена Лысенкова,а также президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Эксперты дали старт деятельности лаборатории. Подписано соответствующее деловое соглашение.
Участники «Гастрономической карты» в Рязани подошли к своему участию с вдохновением, всё-таки не первый год в регионе развивается гастротуризм. Это не совсем коммерция, это ещё и история, и новый драгоценный опыт для рестораторов и гостей. Новый виток культуры еды и местности, так сказать.
Суши, пицца, бургеры будут, пожалуй, всегда, но в путешествии заказывать их как-то странно, согласитесь.
Гастрономические фишки
Игорь Бухаров справедливо отметил, что управляющим ресторанов, конечно, проще поехать в крупный сетевой магазин и закупить продукты там: дешевле и быстрее. Но философия «гастрокарты» другая – у рестораторов в почёте рынки и местные фермеры, носители старинных рецептов. На открытии гастролаборатории присутствовала Татьяна из Сасовского района – хранительница найденного во время гастроэкспедиции рецепта калинника.
Но не единым калинником живы – в мещёрских лесах множество грибов, диких ягод, в реках водится судак, сом, щука. Это нужно правильно готовить, подавать, продавать и рекламировать. Да и туристы воодушевляются от такого подхода, вкусная и полезная еда сподвигает их возвращаться, а также делиться впечатлениями с другими.
Региональные власти полагают, что нам есть, что показать: историко-культурное наследие, природные богатства нашей земли, а если к этому добавить гастрономические «фишки», то и будет что «дать попробовать». Для развития туризма просто необходимо продвигать местную рязанскую культуру, использовать сезонные региональные продукты. Гастрономический туризм – больше, чем просто еда, это ещё и легенда, история, которая стоит за каждым блюдом и продуктом. Конечно, блюда будут адаптировать, туристы – это разные поколения людей с разными запросами.
В ходе первой гастролаборатории отработали 30 рецептов, которые затем будут представлять рестораторы Рязанской области. Так, готовить начали со знаменитых ажурных каравайцев и каш, их планируют подавать туристам на завтрак, на обед – много рыбы с овощами, есть и соления, и десерты. Все блюда, которые создали на открытии, передали медработникам рязанских ковид-центров.
Рестораны прошли сертификацию и появятся на «Гастрономической карте России» - их отметят на Googlemaps значком проекта, чтобы путешественникам в этом сезоне было легко найти места, где можно попробовать блюда региональной кухни. Этот проект – поддержка малого и среднего бизнеса в чистом виде, потому что именно рестораторы больше всех пострадали из-за пандемии.
Для туристов создали обширное меню. Для них будут трудиться местные производители, выращивая и собирая свежие продукты, шеф-повара и рестораторы нашли и адаптировали старинные рецепты, команды ресторанов будут колдовать над креативной и удобной подачей – и это все для того, чтобы путешествие в Рязанскую область запомнилось и стало вкусным.
Ирина Орлова