Фестивали, карнавалы и сурки: какие необычные даты и традиций приносят больше всего денег
Еще 30 лет назад праздник День сурка в штате Пенсильвания был известен лишь местным жителям. Благодаря одноименному фильму 1993 года популярность традиции резко возросла, и теперь даже в России каждое 2 февраля с замиранием сердца все следят – вылезет ли из своей норки сурок или откажется, тем самым предсказав затяжную зиму. В Америке же День сурка стал настоящей коммерческой составляющей самого разного бизнеса. Какие еще «распиаренные» даты собирают приличную «кассу»? Сурок Фил, который постоянно проживает в маленьком городке Панксатони в штате Пенсильвания, после выхода картины с Биллом Мюрреем и Энди Макдауэллом проснулся по-настоящему знаменитым. Теперь почти все крупные города США обзавелись личными метеорологами на четырех лапах – официальные сурки-предсказатели есть в Нью-Йорке, Дюнкерке, штатах Луизиана, Колорадо, Иллинойс. А День сурка в самом Панксатони за это время стал настоящим праздником – тысячи людей собираются у места жительства Фила в ночь на 2 февраля (сурки, чья продолжительность жизни составляет всего около 10 лет, регулярно меняются).Местные жители и туристы запускают фейерверки, а ровно в двадцать пять минут восьмого утра на глазах у толпы сурка выманивают из норки. За отдельную плату все желающие могут покормить сурка, сфотографироваться с ним или получить личный прогноз от него на весну в смс-сообщении. – Городок Панксатони не очень большой, и поэтому Фил вносит серьезный вклад в благосостояние городской казны, – говорит Михаил Хачатурян, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г.В. Плеханова. – Но оценить доходы бюджета от его популярности достаточно сложно. Можно лишь утверждать, что они исчисляются миллионами долларов в год, в том числе за счет туристов, которые приезжают в городок накануне 2 февраля. В других странах также есть свои традиционные праздники, которые становятся «спонсорами» для городских бюджетов. В Европе, например, это Венецианский карнавал, Каннский, Берлинский и Венецианский кинофестивали. Эти события не только собирают звезд кино и шоу-бизнеса, но и привлекают многочисленных туристов. Гости оставляют миллионы евро в ресторанах, гостиницах, мотелях, службах проката автомобилей, авиакомпаниях, а также бесчисленных магазинах сувениров, одежды и обуви. – По степени доходности и привлекательности для туристов в мире с этими событиями могут сравниться карнавал в Рио-де-Жанейро и знаменитый Марди Гра в американском Сент-Луисе, – добавил эксперт. До пандемии коронавируса также весьма доходными и «распиаренными» являлись многочисленные рождественские ярмарки по всей Европе, которые с 1 декабря по 5 января привлекали в Вену, Рим, Париж, Верону, Милан, Цюрих, Нюрнберг и другие европейские города миллионы туристов и давали доход как местным властям, так и бизнесу в размере примерно по 3–5 млрд евро. – В России в последние годы был весьма успешным и распиаренным проект правительства Москвы «Московские фестивали», – отметил Хачатурян. – Самым доходным в 2020 году стал фестиваль «Путешествие в Рождество», который принес устроителям и бизнесу, по разным оценкам, от 12 до 20 млрд рублей. Правда, в условиях пандемии высокие доходы от фестивалей европейским городам и бизнесу пока могут только сниться.