Боярская и Безруков в сериале «Оптимисты» предотвратили Третью мировую войну
На «России-1» завершился показ сериала «Оптимисты-2. Карибский сезон» (8 серий). О Карибском кризисе 1962 года известно, что он был благополучно разрешён и противостояние СССР и США не превратилось в ядерную войну. Но мы до сих пор не знали, кто был настоящим героем той давней истории. А теперь узнали! Карибские «Оптимисты» являются продолжением первых «Оптимистов», увидевших свет в 2017 году и поведавших о подвигах на дипломатическом поприще волшебной «информационно-аналитической группы» («ИАГ») Министерства иностранных дел СССР. «ИАГ» так «ИАГ», нам после ФЭС, фантасмагорической «федеральной экспертной службы», которая 15 лет сражается со злодеями на наших экранах в сериале «След», ничему удивляться не приходится. В первых «Оптимистах» группу активных молодых мидовцев возглавляли герои Владимира Вдовиченкова и Северии Янушаускайте, в «Оптимистах-2» на это место из Америки прибыл провалившийся разведчик Нестеров – Сергей Безруков. Нестеров явился не просто так, а с лирическими осложнениями – в Америке у него осталась любовница-фотограф Алекс Брэдли, а это, на минуточку, Елизавета Боярская. Перипетии размещения ядерных ракет на Кубе стали как-то меркнуть перед любовной драмой красавчиков, оказавшихся в плену страсти по разные стороны баррикад, поскольку Алекс Брэдли, вместе с мужем-журналистом приехавшая в Советский Союз вслед за Нестеровым, разумеется, шпионка... Начинается нормальная сериальная лабуда, применять к которой критерии исторической достоверности даже неприлично. Режиссёр «Оптимистов» Алексей Попогребский начинал как создатель авторского кино («Простые вещи», «Как я провёл этим летом»), а когда режиссёр с таким диагнозом в анамнезе начинает снимать кино для народа, это сказывается на продукте. Он повыше качеством, чем у неизвестных лиц, варганящих сериалы и тоже называющихся режиссёрами, – лучше подобраны актёры, лучше устроен кадр, тщательней работает художник и так далее. (Скажем, художник Павел Пархоменко выкроил-таки из безнадёжных современных локаций – Москву 1962 года, что практически невероятно). Ясное дело, не для того приглашали на главные роли Боярскую и Безрукова, чтобы заниматься международным положением Советского Союза, – перед нами чистой воды мелодрама любви шпионов в историческом антураже, где человеческое в героях борется с их профессиональной деформацией– и побеждает! Сергей Безруков, недавно сыгравший аж Бориса Годунова, довольно удачно перешёл от ролей мальчиков к ролям зрелых мужей, сменив юношескую лучезарность на хмурое обаяние героев с нелёгкой судьбой. В «Оптимистах» Безруков перемещается в эпоху последних «мужчин в шляпах», ибо все герои сериала носят эти шляпы, дивные чёрные и серые шляпы, и рельеф его лица по выразительности уже приближается к майору Черкасову (А. Смолякову) из «Мосгаза». Но ещё только приближается, тут Первый канал пока что немножко опережает «Россию-1» (известно, что два главных отечественных телеканала, будучи нераздельно слитыми политически, соперничают в эстетических вопросах). Однако по части воплощения на экране Вечной Женственности «Россия-1» значительно перегнала Первый канал. Видите ли, существует некая «книга первых красавиц королевства», о которой толковала мачеха в «Золушке», помните бессмертные интонации Фаины Раневской: «Я добьюсь, чтобы моих дочерей записали в книгу первых красавиц королевства!» И вот замечаю я, что на запись в этой книге похоже, что претендуют Паулина Андреева и Софья Эрнст. Но каким образом они могли бы туда попасть, если на свете расцветает Елизавета Боярская? Тревожно стало на душе: не вытесняют ли с экрана нашу северную звезду, тем более Елизавета Боярская, такое ощущение, стала реже сниматься. Но нет, «Оптимисты-2» восстановили чувство гармонии и справедливости: Елизаветы Боярской там столько, что наглядеться на это таинственное лицо можно, как говорят у Островского, «до сытости». Это лицо «с приключениями», каждая черта которого по отдельности (прямые брови, вздёрнутый нос, высокие скулы, большой, изящно очерченный рот) вроде бы и не поражает воображение, но всё вместе, залитое светом особого сияния, несомненно и окончательно прекрасно. Так что на пару с немеркнущей красотой Анны Ковальчук – нашей Маши из «Тайн следствия» Елизавета Боярская решительно выводит вперёд «Россию-1» в эстетическом состязании главных телеканалов страны. Тех, кто хотел бы в «карибском сезоне» «Оптимистов» увидеть историю Карибского кризиса, а не Боярскую с Безруковым в вихре страстей и томлений, мне утешить нечем. Если вы до сих пор не поняли, что никакие сериалы никакой действительностью заниматься не будут и любая история для них – материальчик, декорация, предлог, то продолжайте и дальше кричать своё бессмысленное «всё было не так!». Как ни странно, что-то верное из духа эпохи «Оптимисты» передают точно – хотя никакой молодёжной «информационно-аналитической группы» в МИДе не было и быть не могло, дух того времени был молод, и юность бурно и разнообразно куролесила вплоть до конца 60-х, когда началось резкое и трагическое старение всего советского организма... У меня только два замечания к этому продукту центра Валерия Тодоровского. Во-первых, в сравнении с первыми «Оптимистами» мало задействованы актёры в возрасте, которые всегда обогащают экран своими сложными опытными лицами. Во-вторых, опять не раскрыта тайна композитора Анны Друбич (в титрах два композитора: Друбич и Михаил Идов, один из авторов идеи фильма). Никакой музыки я не заметила в фильме вообще, в конце на титрах шло унылое сериальное блямканье, и всё. А вот открывающая каждую серию джазообразная тема вполне энергична и приемлема, так что, надо понимать, Анна Друбич не справилась и главную тему сочинил Михаил Идов? А на каких скрижалях Моисеевых написано, что Анна Друбич – композитор и поэтому надо ей поручать следующее дело, если завалено предыдущее? В сериалах с исторической стилизацией важна выразительность всех эстетических компонентов, и правильнее было бы, наверное, воспользоваться в «Оптимистах» реальной популярной музыкой 60-х, а не привлекать фантомного композитора и умножать тем самым печальную деградацию «детишкиного кино».