Мировая авиация в 2020 году — вперёд в прошлое

Пандемия COVID — 19 оказала огромное негативное воздействие на мировую авиационную промышленность, и это не является новостью. Но если посмотреть на различные показатели масштабов падения в 2020 году, то можно увидеть, насколько далеко отброшена отрасль. Согласно данным CAPA Fleet Database, количество пассажирских реактивных самолётов, находящихся в парке мировых авиакомпаний, в конце 2020 года вернулось к уровню 2008 года, а количество перевезённых пассажиров упало до уровня 2003-го. Но это ещё не дно. Пассажирооборот (RPK, Revenue Passenger Kilometres) вернулся к показателям 1999 года, при этом коэффициент пассажирской загрузки откатился к 1993 году. Начало 2021 года пока не даёт поводов для каких-либо улучшений, но по мере наращивания объёмов вакцинации, имеет место осторожный оптимизм, что отрасль пассажирских авиаперевозок вскоре оживёт. В конце 2020 года парк пассажирских самолётов вернулся на уровень 2008 года Общемировое количество пассажирских самолётов* в эксплуатации с 2000 по 2020** годы На конец 2020 года аналитический авиационный центр CAPA насчитывает чуть менее 16700 ВС, находящихся в эксплуатации в парке всех авиакомпаний мира. Это на 29% меньше по сравнению с декабрём 2019 года, когда эта цифра составляла более 23600 лайнеров. Откат количества действующих ВС произошёл на уровень конца 2008 года. В конце 2020 года количество пассажирских самолётов, находящихся в эксплуатации, было значительно выше, чем в самый низкий период пандемии. В последних числах апреля 2020 года эта цифра упала до немногим более 9600 ВС, что соответствует декабрю 1996 года. Количество пассажиров в 2020 году вернулось к уровню 2003 года Общее количество пассажиров регулярных рейсов, млн, с 1970 по 2020 годы Если к концу 2020 года парк пассажирских самолётов, находящихся в эксплуатации, откатился на уровень 12-летний давности, а в среднем по 2020 году — на 14 лет назад, то количество пассажиров, перевезённых всеми авиакомпаниями в мире на регулярных рейсах, вернулось в прошлое на 17 лет. По данным ИКАО, в 2020 году падение пассажиропотока составило 60% — до 1,8 миллиарда человек. Последний раз столько пассажиров авиакомпании перевезли в 2003 году. Пассажирооборот — такое впечатление, что на дворе 1999 год Пассажирооборот, млн пассажиро-км, с 1970 по 2020 годы Чтобы понять, куда упала отрасль по уровню пассажирооборота в 2020 году, необходимо вернуться ещё дальше — на 21 год назад, в 1999 год. По данным ИАТА, глобальный пассажирооборот в 2020 году был на 66% ниже, чем в 2019-м, и вернулся к объёму, зафиксированному до этого в последний год 20-го века. Падение пассажирооборота было больше, чем падение пассажиропотока, потому что от пандемии COVID — 19 непропорционально сильнее чем региональные или среднемагистральные пострадали дальнемагистральные перевозки. Коэффициент заполняемости ВС пассажирами упал до уровня 1980-х — 90-х годов Глобальный процент пассажирской загрузки с 1970 по 2020 годы Более глубокий откат пассажиропотока по сравнению с глубиной отката количества пассажирских реактивных самолётов, находившихся в эксплуатации в 2020 году, отражает значительный спад загрузки провозных мощностей. В 2020 году процент заполняемости кресел упал на 17,8% — до 64,8%, что изменило долгосрочную тенденцию роста и вернуло отрасль авиаперевозок на 27 лет назад — до уровня 1993 года. В целом такие показатели соответствуют заполняемости салонов самолётов, имевшей место на протяжении большей части 1980-х годов. «Всё, что нажито непосильным трудом...» С восстановлением международного авиасообщения мировая авиация вернётся к росту после потери всего того, чего она достигла за 19 лет XXI века. По наиболее часто используемым показателям авиакомпаний: пассажиропотоку и пассажирообороту, кризис COVID — 19 свёл на нет весь рост перевозок. Годовое снижение объёмов пассажирооборота на 66% — падение, которое ранее было немыслимо. До пандемии отрицательная динамика этого показателя была очень редким явлением. До 2020 года глобальный пассажирооборот падал только три раза в истории (по данным ИКАО с 1929 года). Это было падение на 2,6% в 1991 году, когда случилась глобальная рецессия; спад на 2,9% в 2001 году, после терактов 11 сентября; и снижение на 1,0% в 2009 году во время мирового финансового кризиса. Воздействие пандемии оставляет недосягаемо позади предыдущие кризисы и приведёт к долгосрочным изменениям в авиационной отрасли. Тем не менее постоянный исторический рост авиации на протяжении многих десятилетий и очень редкие годовые спады пассажиропотока вселяют некоторую уверенность на будущее. Рост авиаперевозок может не соответствовать историческим темпам и может быть нестабильным, поскольку мир приспосабливается к жизни с COVID — 19, но то, что авиация вернётся к росту — несомненно. Оригинал: World aviation: back to the last century, CAPA Centre for aviation Графики: CAPA Fleet Database Перевод: «Авиация России» Фото © Mike Kelly

Мировая авиация в 2020 году — вперёд в прошлое
© Aeroo.ru