Как так вышло, что в России вдруг случился дефицит бесспорных героев?
Власть хочет видеть на постаменте ярких государственников, а они слишком часто оказываются «с душком». Но творческий интеллигент был бы напоминанием, что жить, мыслить и состояться можно, вовсе не служа трону. В прошлом году случился юбилей Чехова. Где вспомнили о дате? Где поставили Антону Павловичу новый памятник?В итоге регионы обновляют городское пространство по принципу «как бы чего не вышло». То есть безымянными, былинными или «прикольными» героями, за которых точно «ничего не будет». Конечно, и на этом пути можно вляпаться в скандал, как доказали власти Нововоронежа памятником Алёнке. В Подмосковье установлен памятник огурцу, в Курске – яблоку, в Сочи – тыкве, а в Абакане – арбузу. Привыкнув видеть на постаменте человека с биографией, мы бываем озадачены, обнаружив там подопытную кошку, гвоздь или кусок поребрика. Нынешняя мода на прикольные памятники сродни новорусскому угару девяностых: красные пиджаки, барабаны Страдивари и икра на миллион в золотом тазу. Москва обогатилась памятником сырку «Дружба», а посёлок Мамоново прирос бронзовыми шпротами, выпрыгивающими из банки. В Ижевске появился памятник электрику, в Мытищах – трём запорным кранам, а в Ноябрьске – комару-нефтесосу. Отличился Томск. Здесь есть памятник счастью в виде довольного мультяшного пса с подписью «Щас спою…».Из всей этой вереницы креатива вовсе не следует, что роль личности в истории померкла. Например, памятники Сталину восстали уже в десятках городах России. Почти пять лет назад в Орле с большим скандалом установили первый в России памятник другому «государственнику» – Ивану Грозному. Но если народная память оказалась такой короткой, почему снесли альтернативный памятник правителю в Красноярском крае – в виде окровавленного кола?Ещё к началу XXI века москвичи и гости столицы осознали – с памятниками что-то пошло не так. В 2001 г. на Болотной площади появился дар маэстро Михаила Шемякина – скульптурная группа «Дети – жертвы пороков взрослых». В те годы мэрия Москвы на ура принимала меценатов, которые просили одно лишь место под установку и сами предлагали «призовые» за подпись. Когда очнулись, было уже поздно: видя, насколько упростилась процедура, памятники стали втыкать по одной лишь устной договорённости. То бишь самостроем. Практически самовольно устанавливались памятники Данте Алигьери, Виктору Гюго, Юрию Никулину, Михаилу Шолохову, барону Мюнхгаузену. Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».