Екатерина Затуливетер, основательница «Альтуризма»
Екатерина Затуливетер придумала и основала туристический проект «Альтуризм» в 2015 году. Главная его цель — развитие российских деревень. Агентство организовывает небольшие поездки в глубинку, во время которых можно отдохнуть, познакомиться с местным бытом, а заодно помочь жителям сел и деревень.
За время пандемии проект увеличил свой доход в три раза, команда придумала около 20 идей, две из которых реализовала практически сразу, а остальные продолжает развивать. Сама Затуливетер называет 4 причины успешности своего проекта во время пандемии.
Первая и главная — это миссия «Альтуризма», развитие малых территорий, деревень, городов. После введения локдауна команда проекта стала решать не как в такой ситуации заработать, а как продолжать идти к своей цели. «Миссия — это то, чем мы живем, а бизнес-модель остается на втором плане», — говорит Затуливетер. Горизонтальное управление и важность каждого члена команды. Все идеи и их реализацию команда обсуждает вместе. Полностью удаленная работа. Здесь проекту даже не пришлось ничего менять и подстраиваться под обстоятельства. Выстраивание отношений с партнерами и клиентами как с друзьями.
Одним из новых проектов во время пандемии стал онлайн-курс по развитию малых территорий «Незавалинка». Спрос оказался очень большой, участники регистрировались не только из России, но и из других стран. Второй поток курса запустится в апреле этого года.
Второй продукт, от идеи до продажи которого прошло всего три недели, — акселератор «Путь ремесленника», где ремесленник совместно с дизайнером производит актуальный современный продукт. Суть была в том, чтобы сделать ремесленную продукцию качественной, полезной и отражающей традиции страны. Такую команду дизайнеров и бизнес-наставников, которая принимала участие в акселераторе, одновременно собрать в одном месте почти невозможно, и именно онлайн-формат позволяет это сделать.
«Раньше не было такого доверия заказчика обучению онлайн, но карантин поставил всех в ситуацию, когда других вариантов нет, и этот способ показал свою дееспособность. Продукт получился очень востребованным на рынке», — рассказывает Затуливетер.
«До карантина мы действовали немного в противовес бизнес-сообществу. С одной стороны, мы были уверены, что все делаем правильно, с другой, когда постоянно видишь, что делаешь не так как остальные, закрадываются сомнения. 2020 год показал, что мы не зря шли по этому пути, и нам было очень комфортно во время карантина. Может быть, мы начали чуть раньше, чем следовало, но это дало нам возможность чувствовать себя хорошо, когда случилось непредвиденное», — добавляет основательница «Альтуризма».
5 лет — возраст проекта В 3 раза вырос доход за время пандемии 20 идей придумано командой для развития бизнеса
Владимир Варнавский, основатель VResorts
Компания VResorts в сентябре 2020 года запустила сервис, с помощью которого туристы могут оценивать отели в виртуальной реальности перед бронированием.
«Как и многие технологичные компании travel-сегмента, мы сфокусировались на развитии продукта в пандемию. Эксперты готовятся к быстрому росту индустрии в среднесрочной перспективе, поэтому запуск в тестовом режиме — очень логичный шаг для теста продукта с низкими нагрузками.
Мы собрали несколько тысяч пользователей и получили фантастические отзывы: путешественники просят, чтобы мы добавили больше контента виртуальной реальности, и готовы переключиться на нашу платформу.
После запуска мы получили явное подтверждение интереса пользователей уже в виде отзывов на готовый продукт и первых бронирований. Отели в 7 странах платят нам за наши услуги, что подтверждает и их интерес», — рассказывает основатель и руководитель компании Владимир Варнавский.
Он добавляет, что главной проблемой, с которой столкнулись руководители в туристической отрасли, стала турбулентность. Весь год нужно было постоянно решать, сокращать затраты или, наоборот, строить планы для роста компании. Успех travel-проектов в 2020-2021 годах очень зависит от гибкости менеджмента. Кто-то успел переориентироваться на местный рынок, некоторые компании меняли продукт или бизнес-модель. В VResorts сделали продукт доступнее для отелей, предложив им подписку, и придумали инструмент для онлайн-демонстраций с панорамой на 360 градусов.
«Основатели и руководители компаний априори обладают достаточно высоким оптимизмом, который помогает вести команды вперёд. Много раз за год оптимистичным было не увольнять сотрудников и надеяться на лучшее, хотя цифры диктовали обратное. Пандемия научила быстрее и увереннее принимать сложные решения, а еще тезис "бери от инвесторов столько денег, сколько можешь взять" зазвучал более убедительно. Большинство компаний были бы не против вернуться в прошлое, взять немного больше денег и пережить пандемию с меньшим стрессом», — говорит Варнавский.
Несколько тысяч пользователей поучаствовали в CustDev для нового сервиса Отели в 7 странах платят компании за услуги компании 200 млн человек в мире пользуются продуктами на основе VR
Виктория Воскресенская, основательница Travel Inspirator
«Вообще не думала, запускать мне проект или нет, такого вопроса не стояло. Как только пришла идея, стало понятно, что она такая классная и полезная, что если не я, ее запустит кто-то другой. Поэтому мне нужно было срочно начинать, неважно, что там в мире происходит», — рассказывает основательница проекта Travel Inspirator Виктория Воскресенская.
Travel Inspirator — агрегатор спланированных путешествий по миру. Заходишь на сайт, покупаешь онлайн-гид — и путешествие у тебя в руках, а точнее, в телефоне. В гайды по городам и странам включены маршруты по всему региону, подборка отелей со ссылками, список интересных мест с отметками на карте. Сейчас у проекта уже 18 путеводителей, а в сентябре 2020 года, когда начались продажи, было всего три.
Старт оказался успешным, и за первый месяц Travel Inspirator заработал 190 тысяч рублей.
«Я была абсолютно уверена, что это лучший месяц в моей жизни. Я продавала гайды, которые сделала сама, на сайте, который также делала сама. Для меня это была огромная мотивация продолжать и показатель того, что спрос есть и идея востребована», — рассказывает Воскресенская.
В декабре выручка составила уже 430 тысяч рублей, в январе — 560 тысяч. С февраля в команде Travel Inspirator работает уже 6 человек, и к концу месяца они заработали первый миллион. «Это дает невероятный химический коктейль эмоций, и чем больше такого роста происходит, тем сильнее его хочется и дальше», — добавляет Воскресенская.
На 2021 год планы не менее грандиозные. Над приложением, в котором можно будет управлять всеми гайдами, уже работает команда, и к концу года обещает его запустить. Также в планах выход на различные торговые площадки, коллаборация с Комитетом по туризму и выпуск первых печатных путеводителей. Последнее не входило в изначальную концепцию проекта, но этого очень просят клиенты, чтобы была возможность читать их «в кресле, в приятной атмосфере и в большом формате».
«Секрет успешного проекта — в основателе и команде. Любая идея может стать работающим международным бизнесом. Если вы не можете не сделать так, как было у меня, и идея зажигает, то точно можно свернуть горы. А потом главное — вовремя найти команду, так как основатель — и сила и слабое место. И когда он все берет на себя, получается такое "узкое горлышко", когда развитие останавливается из-за того, что у него просто не хватает времени на все. Если получается набрать сильную команду, вас уже не остановить», — считает Воскресенская.
5 месяцев прошло со старта продаж 6 человек в команде 1 миллион рублей — выручка за февраль
Читайте интервью с компанией Travel Inspirator на RB.RU
Иван Байдин, руководитель партнерской программы Travelpayouts
Travelpayouts — туристическая партнерская сеть, объединяющая Aviasales, сервис поиска отелей Hotellook, а также партнерские программы рекламодателей для дополнительного заработка на туристическом рынке.
В этом году в партнерской сети Travelpayouts появилось 26 новых рекламодателей, компания сосредоточилась на подключении сервисов, которые работают именно на внутреннем рынке. Запустилась программа «Большая Страна», предлагающая путешествия по России, а также партнерские сервисы для поиска и бронирования санаториев на территории России и других стран. В США был всплеск интереса к аренде домов на колесах. Поэтому в Travelpayouts добавили предложения от RVshare с огромным парком машин-караванов.
«Нам удалось сохранить самое большое сообщество аффилиатов. Это 250 тысяч онлайн-предпринимателей, работающих с travel-тематикой. В частности, Travelpayouts выплатила партнёрам около $100 000 из собственных средств, чтобы компенсировать шквал отмен, с которым столкнулся рынок. Мы делали досрочные и даже авансовые выплаты партнерам и дали возможность отложенной оплаты наших счетов», — рассказывает руководитель программы Иван Байдин.
Кроме того, все это время компания выступала в роли «психологической поддержки», проводя бесчисленное количество времени, успокаивая партнеров и рассказывая, что можно и нужно делать в текущих условиях. «Кажется, нам удалось остаться людьми в это непростое время и сохранить хорошие отношения абсолютно со всеми», — добавляет Байдин.
За период пандемии компания не сократила ни одного сотрудника, а ближе к лету пригласила еще 17 специалистов. Важно было не допустить панику, поэтому команда ежедневно обсуждала новости, действия, последние изменения и текущие цифры бизнеса. «Еще раз убедился в том, что важна команда единомышленников, которая двигает бизнес вперед и не дает замереть ни на секунду, что бы ни происходило вокруг», — говорит руководитель программы.
В планах на 2021 год у Travelpayouts большой продуктовый релиз, который позволит тревел-брендам эффективно использовать канал партнерского маркетинга, запуск собственного образовательного продукта, а также пятый Travelpayouts Affiliate Summit, который собирает бренды, travel-блогеров и партнеров, чтобы обсудить новинки на рынке партнерского маркетинга в индустрии путешествий, пообщаться и завести новые знакомства.
$100 000 — компенсации, которые компания выплатила партнерам во время пандемии 250 тыс. онлайн-предпринимателей входят в сообщество проекта 26 рекламодателей привлек Travelpayouts во время пандемии
Екатерина Баконина, основательница TripLunch
Международный гастрономический travel-проект TripLunch запустился в конце 2019 года и был ориентирован больше на Европу. Концепция заключалась в том, что любой человек, приехав за границу, может пойти в гости к местному жителю, посмотреть на быт изнутри и, конечно, попробовать местную кухню. Чтобы реализовать проект и разработать мощную онлайн-платформу для бронирования, основательница проекта Екатерина Баконина продала квартиру и вложила все средства в развитие. Но как только проект запустил первые туры, началась пандемия COVID-19, и границы закрыли.
TripLunch не прекратил развитие, и команда обратила свое внимание на Россию. «У нас гастрономического туризма как такового нет. Он сейчас в зачатке, и мы занимаемся его развитием», — рассказывает Екатерина Баконина. За период пандемии проект нарастил сотрудничество с российскими организаторами. Сейчас на сайте их уже более 1000, и это исключительно работа команды, учитывая, что затраты на рекламу были минимальными. Все организаторы проходят ручную модерацию, с каждым нужно пообщаться, чтобы узнать, что он может предложить путешественникам.
TripLunch развивает и онлайн-проекты. Один из самых ярких — «Гастрономические кругосветки» в социальных сетях. Люди из разных стран готовят в прямом эфире и рассказывают о том, что они готовят, историю блюд, а также региона, где они проживают.
«Четвертый сезон проекта был уже по России. Информации о наших гастрономических локациях практически нет. Многие узнавали не только о том, где и что можно попробовать, но и в каких мастер-классах принять участие. А потом приезжали в эти же места», — рассказывает основательница проекта.
«При минимальном бюджете мы через такие активности привлекаем людей к нам на сайт. А также — к участию в проекте, например, фермеров, у которых нет четкой базы, и часто их сложно найти. Получается коллаборация». Проект запустил уже 5 кругосветок и останавливаться не собирается.
Команда плотно работает и с европейскими организаторами, старается поддерживать контакты и продолжает устраивать онлайн-мероприятия. В ноябре 2020 года TripLunch стал финалистом всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» и был отмечен на фестивале «Таврида» как перспективный и яркий проект.
1 год — исполнился проекту в конце 2020 г. >1000 организаторов из России появились в проекте за время пандемии 5 онлайн-кругосветок запустила команда с начала пандемии
Фото на обложке: franz12, Shutterstock