Как выжить торгово-развлекательным центрам?
Торгово-развлекательные сети сдают свои позиции. Из-за массового исхода людей в онлайн. Какими будут новые ловцы человеков, центры притяжения потребителей? И что придет на смену традиционному шопингу? Ведь уже сейчас можно прибарахлиться откуда удобно: из СПА-салона, фитнес-клуба, концертного зала, со спортивной площадки… Торгово-развлекательные центры всё больше напоминают чемодан без ручки: и бросить жалко, и нести тяжело. Из-за пандемии, фантастического взлета e-commerce… Даже шутка появилась: торгово-развлекательные комплексы неполноценности. Еще вчера безумно популярная концепция массового досуга сегодня теряет своих фанатов. Мегамоллы, гипермаркеты и прочий fast shop — это, по сути, реинкарнация в сфере розничной торговли принципов «Макдонольдса» и фастфуда. Экономия времени, сил и средств массового потребителя за счет сосредоточения под одной крышей всего и вся. От товаров повседневного спроса до брендовых вещей, от точек быстрого питания до ресторанов, от детских игровых зон до кинотеатров и даже катков. Весь суповой набор в большой кастрюле! Приодеться, перекусить, развлечься, да еще затариться едой на неделю вперед и потратить на это всего 2–3 часа?! Это ли не чудо?.. Уже нет. И хотя кому-то еще нравится буквально ходить за покупками, многие это делают не поднимаясь с дивана. В то же время люди пока не потеряли желание к путешествиям, занятиям спортом, лечебным процедурам… ЗОЖ, биохакинг, погоня за красотой и молодостью, новыми ощущениями и впечатлениям по-прежнему побуждают потребителей активно выходить за пределы дома и офиса. Вероятно, в этом направлении будут двигаться и ТРЦ. В итоге точкой сборки потребителей станут гигантские фитнес-клубы, громадные фуд-корты, СПА-зоны, спортивные комплексы с полями для гольфа, велодромами, ледовыми площадками и т.п. Их принципиальное отличие от аналогичных объектов дня сегодняшнего — максимальная доступность, как по стоимости услуг, так и месторасположению. Все прелести здорового образа жизни в шаговой доступности: омоложение, корректировка тела, бессмертие, новое «Я». Более сложный вариант трансформации ТРЦ и пока скорее экзотический — создание под крышей моллов зон виртуальной или дополненной реальности. Когда объект больше похож на съемочные павильоны, чем на классические торговые ряды. К примеру, на месте мебельного салона — большой зал, обтянутый хромакеем, зелеными экранами для компьютерных съемок. Покупатели, полистав онлайн-каталог, подобрали несколько примерных вариантов кухонной мебели и теперь хотят воочию посмотреть, как это стыкуется с их воображаемым идеалом. На клиента (его семью или актеров-ассистентов) цепляют оборудование, которое позволяет перенестись на виртуальную кухню. Посмотреть одну, вторую, третью… Потрогать элементы обстановки, оценить степень комфорта и привлекательности. Как в фильме с элементами компьютерной графики. Результат выводится либо на большой экран, либо достаточно надеть VR-очки… Формат просмотра зависит от того, насколько к тому моменту будут доступны и продвинуты технологии квазиреальности. Выбрал идеальную кухню, посмотрел сюжет с участием семьи и собой в главной роли. За отдельную плату получил копию видеоклипа, которую при желании можно выложить в социальные сети, показать в домашней обстановке гостям. Как итог, шопинг окончательно превратится в вид развлечения, искусства, отдыха. Но по-прежнему останется источником гормонов радости, счастья, адреналина, то есть лекарством от стресса. Но как же распродажи?! А распродажи никуда не денутся, каким бы ни был новый торгово-развлекательный формат! Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»