Посвященная Венеции XVIII века выставка пройдет в музее-заповеднике «Царицыно» с 27 апреля по 29 августа
Посетители смогут увидеть подлинные предметы быта венецианцев XVIII столетия, среди которых карнавальные маски, одежда вельмож, муранское стекло, а также книга, написанная Джакомо Казановой на выставке «Под маской Венеции» с 27 апреля по 29 августа в музее-заповеднике «Царицыно». Об этом сообщается на официальном сайте мэра Москвы.
«Венецианское сеттеченто, или XVIII век, стало последним столетием существования независимого города-государства. Венецианская республика была лишена былого влияния и вела осторожную политику, держась в стороне от конфликтов с сильными государствами. Это позволило ей сохранять самостоятельность на протяжении нескольких десятков лет. И это были десятилетия, полные роскоши, свободы, развлечений и карнавалов. Собственно, карнавал сделал Венецию центром культурного туризма XVIII столетия. Мы приглашаем посетителей посмотреть на город на воде глазами путешественника XVIII века», - рассказали в пресс-службе музея-заповедника «Царицыно».
Как уточняется, экспозиция займет девять залов Хлебного дома. Все залы будут оформлены декорациями, отсылающими к архитектуре Венеции. Для посещения выставки необходимо приобрести билет. Посетители выставки увидят подлинные предметы быта венецианцев из собраний Дворца дожей, музеев Коррера и Ка-Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музея стекла на острове Мурано, Дома-музея Карло Гольдони и палаццо Мочениго (Центр изучения истории текстиля и костюмов).
Как сообщается в материале, прогуливаясь по залам, гости смогут увидеть карнавальные маски. Среди них - маска под названием «лярва» из гипса, марли и папье-маше. Ее особенность в том, что она закрывает сверху три четверти лица, а в области подбородка сильно выступает вперед. По форме эта часть напоминает клюв. Такая конструкция маски искажала голос своего обладателя или обладательницы - он становился гулким и даже зловещим. Лярву можно было не снимать во время еды, что гарантировало полную анонимность ее хозяину. Она входила в маскарадный костюм горожанина, который состоял также из плаща (табарро), треуголки, шелкового или кружевного капюшона (дзендале). Он закрывал часть головы, не покрытую маской. Интересно, что такой костюм можно было носить не только в дни карнавала, но и в День святого Марка, в праздник Вознесения, а также в период избрания дожа (титул выборного главы Венецианской республики). В эти дни другие маски надевать было нельзя. Кстати, лярву часто носил знаменитый итальянский авантюрист, писатель и путешественник Джакомо Казанова (1725–1798).
Кроме того, отдельный зал будет посвящен азартным играм. Венеция была единственным городом в Европе, где они были разрешены. Посетители узнают, что традиция игорных домов зародилась именно в Венеции. Первое в Европе подобное заведение заработало в 1638 году в левом крыле церкви Сан-Моизе (и было закрыто 100 лет спустя). Оно и стало прообразом европейских казино, открывшихся впоследствии. Среди экспонатов, которые представят на выставке, игральные карты, наборы и доски для настольных игр. На планшетах, установленных в зале, гости и сами смогут сыграть в популярнейшую в XVIII веке карточную игру штос, другое ее название - фараон. В нее любила играть императрица Екатерина II.
Увидят посетители и скульптуру, изображающую льва святого Марка, его еще называют крылатым львом. Он является символом евангелиста Марка, покровителя Венеции. Перед гостями предстанет вырезанная из дерева и покрытая золотом фигура сурового и величественного льва. Он вооружен мечом и опирается на раскрытую книгу, в которой можно прочитать Pax tibi, Marce, evangelista meus, то есть «Мир тебе, Марк, евангелист мой». Посетители узнают, что в XVIII веке крылатых львов в Венеции вырезали из камня и дерева, отливали в бронзе и покрывали позолотой, изображали на фресках, картинах и вывесках. Они были повсюду: и на улицах города, и на венецианских кораблях.
Еще один зал будет посвящен теме заключения в венецианских тюрьмах или монастырях. Посетители увидят книгу «История моего побега из тюрем Венецианской республики, что прозываются Пьомби», написанную Джакомо Казановой. Она была издана в Германии, в Лейпциге, в 1788 году. В экспозиции также представят картины художника Пьетро Лонги (1702-1785) и его мастерской. Они рассказывают о повседневной жизни венецианцев - посещении парикмахера, визитах в монастырь и игорное заведение. Также в числе экспонатов можно будет увидеть одежду знатных горожан, вазы, графины и флаконы из муранского стекла, портреты дожей и догаресс (жен дожей) и даже железный нос гондолы XVII века. Будет представлена и серия гравюр, посвященных визиту графа и графини Северных в Венецию. Именно под такими именами отправились в поездку по Европе Павел I с супругой Марией Федоровной.
Для того, чтобы попасть на выставку «Под маской Венеции», необходимо приобрести билет на сайте музея-заповедника «Царицыно». Он дает право на посещение всех экспозиций Хлебного дома и Большого дворца. Там же, на сайте, есть информация о бесплатных экскурсиях по экспозиции «Под маской Венеции» и записаться на них. На познавательные туры по выставке могут попасть только обладатели входного билета.