Винный туризм: Что можно предложить в России?
Конференция «Винный туризм в России – синергия развития винной и туристической индустрии»18+, проходившая в Москве, началась с лозунга «Вино – это впечатления и эмоции». Этот тезис и стал основным у докладчиков.
Заместитель директора департамента сельских территорий Минсельхоза РФ Регина Бирбасова подчеркнула, что сельский туризм (в него входит и энотуризм) вполне удовлетворяет потребности российских путешественников.
, — Туристам интересны локальные экологически чистые продукты. Одно из направлений нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» – проект «Развитие сельского туризма в РФ», на его реализацию выделено 2,2 миллиарда рублей, — сообщила Бирбасова. – В Госдуме обсуждается возможность разрешить в винодельческих областях рекламу местной продукции., Представитель Роскачества Юлия Михалёва призвала винные предприятия внедрять новую систему менеджмента качества, а также представила статистику о готовности виноделен обслуживать туристический поток. Согласно исследованиям ведомства, 71% российских виноделен готов к приёму туристов, но только 25% из них предлагает возможности агротуризма. Туристической инфраструктурой располагают 26% компаний.
Одним из хедлайнеров конференции стал почётный президент Союза туриндустрии Сергей Шпилько:
— Основные тенденции спроса в сегменте винного туризма — прагматизация, индивидуализация, экологизация, цифровизация, интерактивность и эмоциональность. Туристы хотят не только дегустировать вина, но и участвовать в процессе их изготовления. Уже есть примеры, когда компании организовывают туры, где гости в формате стройотрядов собирают виноград.
По словам Шпилько, ещё одна ценность для туриста – возможность получить максимум за время одной поездки. Например, стать более здоровым, жизнерадостным, образованным. Здесь подсказка для игроков туриндустрии – платить туристы готовы за услуги, аналогов которым нет в их родном городе. В энотуризме это относится не только к винам, но и к сопутствующим товарам: закускам, аксессуарам, одежде, шоу, экскурсиям. Перспективно, по мнению эксперта, интегрировать глэм-культуру в культуру виноделия:, — Нам нужно ответить на вопрос: хотим ли мы быть «завязаны» на винодельческие регионы или готовы работать со всем перечнем напитков, производимых в России? Ответ на него определит развитие туристической индустрии., Тему эмоционального подхода к туризму продолжил министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко:
— Популярностью пользуются глэмпинги, привязанные к виноделию по европейской традиции. Их посещение создаёт мощный эмоциональный заряд, заставляющий туристов возвращаться. Во время эпидемиологических ограничений владельцы таких проектов предложили новую услугу: VIP*-туры, во время которых гости попадают из коттеджа на винодельню на вертолёте.
Актуальность подобных услуг подтверждает опыт одной из компаний, которой принадлежит первый в стране круглогодичный энокурорт, включающий 50 объектов, в том числе яхтенный клуб, школу йоги и гастрономический центр.
Волченко рассказал, что для развития энотуризма разработан маршрут, куда входят винные хозяйства, гостиницы и мини-отели, фермы, сыроварни, рестораны и другие точки притяжения. Генеральный директор туристической компании «Ривьера-Сочи» Бэлла Тарасова уточнила, что под брендом «Золотого кольца» работает коллекция туров с посещением городов Боспорского царства:
— К примеру, мы создали тур-экспедицию, объединяющий столицу Таманского полуострова Фанагорию и столицу Боспорского царства Пантикапей с историей более двух тысяч лет. Туристы посещают музей-заповедник «Фанагория», знакомятся с древними городищами, участвуют в раскопках., Руководитель продюсерского центра «Новое русское вино» Елена Порман полагает, что тесная связь истории и виноделия не только увеличивает время пребывания туриста в южных городах – а, следовательно, прибыль туриндустрии, — но и совпадает с концепцией проекта Совета Европы. В проекте Iter Vitis участвуют 30 стран, Россия подписала с ним соглашение в 2017 году. Президент Iter Vitis Эмануэла Панке объяснила, что участники проекта рассматривают виноделие как культурный феномен, объединяющий регионы Европы и их историческое наследие. Среди партнёров проекта в России – Эрмитаж, специалисты музея помогают в изучении античной истории российского виноделия. Также разработана программа, посвящённая винодельческим традициям Кавказа. Директор по развитию Бюро по туризму Азербайджана Шарифа Хасанова добавила, что участники Iter Vitis работают над маршрутом, который объединит Россию, Армению, Грузию и Азербай¬джан (в маршрут Iter Vitis входит 11 местных виноделен)., — Важно продумать драматургию таких туров, насытить их впечатлениями. Создать шоу, чтобы турист «растворился» во вкусе вин, блюд местной кухни, в истории мест, которые он посетит, — соглашается с другими спикерами исполнительный директор Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков., Вице-президент Российского Союза туриндустрии Юрий Барзыкин назвал регионы с наибольшим потенциалом для развития энотуризма: Краснодарский край (производит 40% валового объёма российских вин), Крым, Дагестан, Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкария, Ставропольский край, Нижняя Волга. О положительной динамике в производстве российских вин говорил представитель Союза виноградарей и виноделов России Алексей Плотников:
— Качество наших вин растёт. В 2020 году 75% напитков получили оценку в 78 баллов или превысили её. Прежде такой оценки удостаивались 59% и 40% вин в 2019 и 2018 годах соответственно. Оценку в 84 балла и выше в «Винном гиде» Артура Саркисяна получили более 370 элитных вин., Как считает руководитель оргкомитета фестиваля Kalinigrad Street Food6+ Александр Исаев, потенциально Калининградская область могла бы стать точкой для энотуризма. Климат позволяет выращивать здесь светлые сорта винограда. Однако мы находимся в самом начале этого пути.
— На территории Восточной Пруссии выращивались сорта винограда, которые вызревали, но их немного. К сожалению, вряд ли у нас получится производить красное вино, но, например, рислинг вполне можно было бы делать. Насколько я знаю, в Калининградской области есть несколько очень небольших хозяйств, занимающихся выращиванием винограда. Но это не приводит к производству вина. Необходимы специалисты, их у нас пока нет, — говорит Исаев.
По его словам, для того, чтобы производить вино, нужно пройти очень длинный путь. Даже на юге России, где появилось «вино неплохого качества».
— В Советском Союзе производство сухих вин не было в приоритете. В основном выпускались креплёные, десертные вина, такие как портвейн. Они считались востребованными. А после 1986 года и сухого закона, когда виноградники вырубались, многие наработки оказались утрачены. Виноделие фактически пришлось начинать заново. Сегодня оно зиждется на трёх действительно сильных сортах винограда, произрастающих в России: красностоп, цимлянский чёрный и саперави. Процесс занял много времени. Мы по большому счёту только сейчас начали получать продукт широкого пользования, он появляется в магазинах, — добавляет Исаев.
Руководитель оргкомитета фестиваля отмечает, что производить вино стало довольно модно. Вскоре это веяние может подхватить местный бизнес., — Кто-то должен захотеть высаживать здесь виноградники. Если учесть, что такая тенденция существует, можно предположить, что рано или поздно это произойдет, — объясняет Исаев., Он отмечает высокий интерес к вину среди посетителей локальных гастрофестивалей, несмотря на то, что продажа алкогольной продукции на массовых мероприятиях запрещена. Однако существует возможность ввести в технологическую карту блюда небольшую долю спиртного напитка. В прошлом году ресторатор Александр Быков впервые продавал на одном из гастрофестивалей устрицы, к которым прилагался бокал вина. Блюдо оказалось максимально популярным., Директор одной из калининградских пивоварен Александр Пивоваров также считает, что направление энотуризма может развиваться в Калининградской области.
— Слышал и знаком с некоторыми людьми, которые дома делают вино из местного винограда. Иногда это очень неплохой продукт. Здесь достаточно хорошо растёт виноград, подходящий для такого производства. Просто кто-то должен появиться первым и показать на своём примере, что у нас можно делать классное вино. Главная проблема в том, что необходимо много вложений, а у простых энтузиастов их попросту нет, — заявляет Пивоваров.,
Текст: Карен Априянц, Наталья Григорьева
Фотографии: из архива редакции, Maja Petric и Johny Goerend (unsplash.сom)«Королевские ворота» № 249, март 2021