В Волгограде с 2018 года работает бесплатный вытрезвитель
Соответствующий закон в конце 2020 года приняла Госдума. По задумке парламентариев вытрезвители могутбыть образованы как в форме бюджетных учреждений, так и на базе государственно-частного или муниципально-частного партнерства. Госдума разрешила и взимать плату за услуги с людей, попавших в эти учреждения. Но взимать ли и сколько именно, отдали на откуп регионам.
А у нас уже есть?
Вытрезвитель, напомним, хорошо забытое старое. На протяжении многих десятилетий, еще с довоенной поры они функционировали в нашей стране.
В СССР даже норма была: на каждые 150‑200 тысяч человек населения приходился один вытрезвитель.
Только в Волгограде в соответствии с этой нормой действовало восемь вытрезвителей – по одному на каждый район. Однако с 2011 года все вытрезвители в стране были закрыты. Теперь вот решили открыть. Почему?
Как объяснили депутаты Госдумы, после закрытия медвытрезвителей проблема гибели людей в нетрезвом состоянии, а также преступлений, совершаемых ими либо по отношению к ним, оставалась. И в полиции это подтверждают.
Как рассказали в ГУ МВД России по Волгоградской области, в обязанности сотрудников полиции, обнаруживших на улице граждан в состоянии подпития, все это время входило вызывать для них бригады скорой помощи либо доставлять самим их в медицинские организации.
Но работа с пьяными гражданами, многим из которых для того, чтобы вернуться к нормальному человеческому облику, нужно было всего лишь проспаться, отвлекала медиков от более серьезных дел.
Примут, как положено
Поэтому несколько лет назад, проанализировав состояние преступности «по пьяной лавочке», а вместе с ней и статистику смертей нетрезвых лиц от переохлаждений либо тепловых ударов, волгоградская полиция вышла с инициативой создать спецучреждение.
Так что когда Госдума принимала решение о возрождении сети вытрезвителей в стране, один такой в Волгограде уже был. И в нем побывал – абсолютно трезвым! – наш корреспондент.
«Отделение для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться и (или) ориентироваться в окружающей обстановке», – вот так длинно медвытрезвитель называется официально.
Это структурное подразделение областного наркодиспансера, состоит из нескольких зданий в Дзержинском районе Волгограда, в два из которых время от времени доставляют нетрезвых граждан.
Двери свои вытрезвитель распахнул летом 2018 года, накануне ЧМ по футболу. Город-герой тогда был буквально наводнен туристами, в том числе иностранными. Интересно, что чуть ли не первой вытрезвитель посетила делегация посольства Великобритании в РФ.
Гостей интересовало, как будут оказывать здесь помощь английским болельщикам, известным на весь мир своим буйным нравом вкупе с пристрастием к горячительным напиткам.
Но, как ни странно, за весь мундиаль ни одного пьяного болельщика – ни российского, ни зарубежного – в вытрезвитель не поступило.
«Подышите через трубку!»
В штате вытрезвителя 15 человек, в том числе 5 врачей – наркологи и психиатры.
Учреждение это пока единственное в нашем регионе, впрочем, и в России пока таких раз, два и обчелся.
Вопреки расхожему мнению, принимают здесь не только пьяных граждан, которых доставили с улицы. Именно сюда привозят, например, водителей, когда необходимо выяснить, находятся ли они в состоянии алкогольного опьянения. Им предлагается подышать в трубочку – через алкотестер.
– Скоро у нас тут будет хромато-масс-лаборатория, – гордо сообщает Александр Соколов, заведующий этим спецотделением. – Лаборатория будет оснащена дорогостоящим, сложным прибором, который позволит определять в анализах доставленных сюда людей наличие алкоголя либо наркотических веществ уже не химическим способом по принципу «а ну, дыхни!», а с помощью спектрального анализа.
Русская водка, что ты натворила?!
Но основной контингент в медвытрезвителе, конечно, те, кто передружил с зеленым змием.
Сначала сотрудники полиции осматривают найденного на улице человека, потерявшего способность двигаться самостоятельно.
Конечно же вызывают скорую – врачи определяют причину такого состояния.
Если, к примеру, инфаркт или инсульт, то сразу везут в больницу, а если проблема все-таки с алкоголем, то прямая дорога такому клиенту в медвытрезвитель.
Здесь составляется акт медицинского освидетельствования, описываются все найденные вещи. Дежурный врач осматривает пациента.
Если есть подозрение на наркотическое опьянение и оно подтверждается анализом, человека перенаправляют в наркодиспансер либо в отделение токсикологии близлежащей больницы.
Если же человек не принимал наркотики и ничто не угрожает его жизни, то его помещают в палату.
Под наблюдение медиков нетрезвый товарищ отсыпается – примерно часов пять. Бывает, что пациентов вытрезвителя полицейские буквально «вылавливают» в лужах либо вытаскивают из грязи. На этот случай здесь предусмотрен санпропускник с душем.
Настоящих буйных мало
– Многие пациенты поступают к нам без денег и без документов, – рассказывает Александр Соколов. – Проспавшись, они смогут что‑то рассказать что‑либо о себе. Мы уточняем их личность, разыскиваем по телефону родственников, просим приехать. Пациентов одних мы не отпускаем – это для них небезопасно, особенно зимой.
Но сказать, что единственный в Волгограде вытрезвитель пользуется «повышенным спросом», наверное, все‑таки нельзя.
За все время своего существования, с 2018 года, здесь приняли около 300 человек. Здешний рекорд – три пациента в сутки. Это, как правило, под праздники.
И еще одна закономерность: летом пациентов в вытрезвителе больше, чем зимой.
Казалось бы, зимой и праздников больше, но, видно, нетрезвые товарищи редко оказываются на улице и попадают в спецучреждение.
Заметили сотрудники и то, что во время пандемии клиентов у них тут стало меньше. Вряд ли волгоградцы стали трезвенниками. Скорее всего, пьют в режиме самоизоляции и потому на глаза стражам правопорядка не попадают.
– Сейчас двух коек в отделении нам хватает за глаза, – говорит Александр Соколов.
В вытрезвителе по нашей просьбе составили социальный портрет своего среднестатистического пациента.
Как правило, это мужчина в возрасте от 40 до 55 лет. Совсем уж пожилые, как и совсем молодые, попадают сюда нечасто.
А вот пьяные женщины, увы, не редкость. Их доставляют сюда либо прямо с улиц, либо из баров, ночных клубов и ресторанов. В нетрезвом виде дамы обычно более капризны, истеричны, а порой даже более неадекватны и скандальны, чем мужчины.
Впрочем, «настоящих буйных» здесь тоже мало бывает: если кто‑то из пациентов начинает бушевать, медики вызывают наряд полиции, который и забирает дебошира.
Для некоторых пациентов – таких на памяти Александра Соколова человек пять-шесть – вытрезвитель – уже почти дом родной: за год они умудряются попасть сюда несколько раз.
Чаще всего это бомжи. Для них отоспаться на чистой постели – удовольствие. Бесплатное, между прочим.
Не наказать, а спасти
Кстати о деньгах. В советское время за пребывание в медвытрезвителе каждому гражданину приходилось уплатить вполне внушительную по тому времени сумму – от 15 до 25 рублей. А сейчас услуги волгоградского вытрезвителя для пьяных жителей города-героя совершенно бесплатные!
Заботятся о них исключительно за счет бюджетных средств, вот так‑то! Каких‑либо платных услуг в вытрезвителе не оказывают.
– Дело даже не в деньгах, – уверен Александр Соколов. – Цель нашей работы – не привлечение к какой‑то ответственности человека, оказавшегося нашим пациентом, а спасение его!
И с ним согласны в волгоградской полиции.
– Возрождение системы вытрезвителей позволяет взять под наблюдение лиц, находящихся на улицах в состоянии алкогольного опьянения, не дать им там погибнуть, не допустить нарушений закона ни ими самими, ни по отношению к ним, – считают в ГУ МВД России по Волгоградской области.
Из истории вопроса
До начала XX века вытрезвителей в России не было, однако необходимость, причем острая, в них была. Порой доходило до курьезов. Рассказывают, что напротив дома богатого мецената, собирателя картин Павла Третьякова стоял кaбaк. Третьякову такое соседство совсем не нравилось. Он купил этот кaбaк и заколотил его двери.
В 1904 году в России был открыт первый «Приют для опьяневших и при нем амбулатория для алкоголиков». Произошло это в Туле. В те дни в газете «Тульская молва» появилась заметка, в которой сообщалось: «Тула – первый в России город, который додумался до учреждения такого приюта». Открытие вытрезвителя носило исключительно благотворительный характер. До его появления пьяных на улице подбирали полицейские и доставляли в участок, где пьянчугу обливали холодной водой. Неудивительно, что многие после такой процедуры умирали от переохлаждения. Прошел всего год после открытия приюта, и смертность среди уличных пьяниц сократилась на 70%.
Спустя несколько лет по примеру Тулы подобные приюты стали открывать в других российских городах. Потом эти заведения закрыли, а вновь открыли в начале 1930-х годов.
Первый медицинский вытрезвитель в СССР появился в 1931 году, и до 1940 года такие вытрезвители организовывались и действовали в системе здравоохранения. В 1940 году они были переданы в систему органов внутренних дел, где и находились до 1991 года. В СССР в крупных городах один вытрезвитель полагался на 150-200 тысяч человек населения. В городах с населением менее 100 тысяч человек вытрезвителей не было.
Принимая положение о вытрезвителях, МВД СССР подумало о чиновниках, народных избранниках и работниках органов внутренних дел. Так, к примеру, в вытрезвители запрещалось помещать сотрудников милиции, КГБ, прокуратуры, народных депутатов, Героев Советского Союза или Социалистического труда.
Один из любопытных вопросов, связанных с содержанием выпивших товарищей в вытрезвителях, был в том, что работники этих учреждений не знали: а куда, собственно, девать спиртное, которое находилось при этих товарищах? И первое время алкоголь, который имел при себе выпивший, утром ему отдавали.
За одиннадцать лет, когда в стране были ликвидированы вытрезвители, количество преступлений, совершенных пьяными людьми, возросло более чем на треть. По статистике, ежегодно около 50 000 россиян погибает в состоянии алкогольного опьянения. Каждый пятый из них – из-за переохлаждения, полученного на улице в холодную пору.