Туристам предрекли: 2021 год – последняя возможность отдохнуть бюджетно
Экономист Андрей Школьников, позиционирующий себя как геостратег, в минувшие выходные поделился с аудиторией YouTube-канала «Аврора» своим видением ближайших перспектив туризма. Его прогноз оказался мрачным и очень похожим на тот, которым уже не раз делился коллега, Михаил Хазин.
«Мы привыкли, что 1–2 раза в год можем съездить за границу. Эта история заканчивается. 2021 год станет последним, когда еще можно относительно бюджетно отдохнуть за рубежом», – говорит эксперт.
«Новая “Великая депрессия” уже началась», – продолжает специалист. Главной проблемой он считает создавшуюся в период пандемии колоссальную диспропорцию между финансовым и реальным секторами экономики. Средства, которые сейчас вкачиваются правительствами, уходят на финансовые рынки. Есть иллюзия, что деньги можно печатать бесконечно, но «пузырь» рано или поздно лопнет, обвал может спровоцировать любая паника.
Кризис, по мнению Андрея Школьникова, приведет к заметному падению по всему миру доходов среднего класса, составляющего основу путешествующей публики. Спрос на турпоездки резко упадет. «А у туристического бизнеса и авиакомпаний, после того как подведут экономические итоги 2021 года, исчезнет надежда на возрождение отрасли. Участники рынка начнут фиксировать убытки», – говорит специалист. Станет ясно, что целые кварталы гостиниц, которыми застроены побережья на пляжных курортах, уже вряд ли будут востребованы как прежде. Там, где было несколько десятков отелей, большинство закроется, останутся 5–7, и они поднимут цены. Увеличивать тарифы на авиабилеты, чтобы выжить в условиях падения пассажиропотоков придется и авиакомпаниям. Как следствие, выездной туризм станет доступен только богатым – «Люксовый сегмент выживет, а вот рассчитанный на средний класс будет постепенно вымирать. Процесс займет 3–4 года», – считает эксперт.
Андрей Школьников признает, что у людей так или иначе сохранится потребность в отдыхе, однако полагает – его формат существенно поменяется. Будут востребованы бюджетные туры по стране с размещением в частном секторе, на недорогих турбазах, в санаториях, профилакториях. По его мнению, туристическому бизнесу стоит учитывать эту тенденцию при планировании своей стратегии.
Напомним, сходным «апокалиптическим» прогнозом делился с аудиторией экономист Михаил Хазин в ходе форсайт-сессии на недавно завершившейся туристической выставке MITT, а еще ранее – в 2018 году – на осенней конференции сети «ТБГ и Горячие туры». Он тоже предполагает, что туризм перейдет в разряд роскоши, услуги индустрии путешествий станут недоступны среднему классу и большая часть инфраструктуры окажется не у дел. Вместе с тем, судя по результатам опроса, проведенного в телеграм-канале «Крыша ТурДома», 56% респондентов склоняются к тому, что в течение 5 лет произойдет коррекция спроса, но мир не перевернется с ног на голову. 39% не согласны и ждут кардинальных подвижек в поведении потребителей туруслуг.