Арктическая транспортная артерия. Потенциал Севморпути на фоне ЧП в Суэцком канале

Арктическая транспортная артерия. Потенциал Севморпути на фоне ЧП в Суэцком канале

Происшествие с застрявшим в Суэцком канале контейнеровозом заставило деловой мир задуматься об актуальности альтернативной транспортной артерии. Напомним, что 24 марта контейнеровоз Ever Given под флагом Панамы, севший на мель, перекрыл движение другим судам.

Не было бы счастья, да… 

Спустя несколько дней после случившегося, когда в очереди выстроились сотни судов, ситуация стала напоминать патовую. Новости запестрели сообщениями, которые день ото дня приковывали все большее внимание к произошедшему в Египте. Особенно когда выяснилось, что часть судов перевозили живой груз – сельскохозяйственных животных, корм и вода для которых таяли вместе с надеждой в считаные часы разблокировать канал.

На этом фоне эксперты вспомнили о еще одной доступной всеми миру транспортной артерии – Северном морском пути, где проблем, подобной суэцкой, не может возникнуть по определению. Правда, в силу географических особенностей Севморпуть имеет свою специфику. Взвесить все «за» и «против» возможностей альтернативной транспортной артерии, на мой взгляд, заставят и предстоящие подсчеты потерь, которые уже понес бизнес. По некоторым оценкам, сутки простоя судов в Суэцком канале обходились мировой экономике примерно в 10 млрд долл.

Во избежание подобных событий впредь судоходным компаниям придется искать альтернативные схемы движения. Они будут вынуждены обратить внимание на арктический маршрут, к которому стоит присмотреться с точки зрения не только его безопасности, но и экономической эффективности.

Южный и Северный морские пути

Протяженность Южного морского пути составляет 11 200 морских миль, на преодоление которых судам требуется 33 дня. Северный морской маршрут значительно короче – 7 200 морских миль, или 22 дня в пути. Что касается выгод от использования Севморпути, то эксперты называют экономию топлива благодаря меньшей продолжительности рейса, отсутствие не только очереди, как в Суэцком канале (даже в отсутствие ЧП на его акватории), но и риска нападения пиратов.

За пару недель до ЧП в Суэцком канале в Торгово-промышленной палате РФ прошла VI Международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов». На ней, в частности, шла речь об эффективности инвестиционных проектов по перевозке грузов по Северному морскому пути.

Морской транзитный коридор

На форуме представители экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова презентовали проект создания Северного морского транзитного коридора (СМТК), который способен существенно изменить морскую логистику. Речь идет о построении транзитной инфраструктуры СМТК, логистической платформы, транспортных узлов и т. д. Для реализации этого проекта необходимо наличие специализированного флота, в частности, контейнеровозов ледового класса, ледоколов (80% стоимости всего проекта). Ядром проекта его авторы называют коммерческий флот. Проектный срок службы судна берется из расчета 40 лет, что потребует конкурентных решений, опережающих развитие техники на полвека.

Стоит отметить, что только половина Севморпути из Европы в Азию пролегает в суровых ледовых условиях: от пролива Карские Ворота до бухты Провидения. Поэтому нужен новый алгоритм перевозок – с перевалкой грузов в портах Мурманска и Петропавловска-Камчатского, до которых по маршруту могут курсировать обычные суда.

По мнению экспертов, организация транспортного коридора в Арктике даст возможность России выйти на рынок морских перевозок с новой инфраструктурой. Не менее важно, что данная инициатива будет стимулировать развитие смежных с Северным морским путем территорий.

В качестве основы для реализации проекта СМТК предлагается воспользоваться технологиями цифрового моделирования (системным инжинирингом, имитационным моделированием, цифровыми двойниками, цифровыми тенями и др.).

Цифровой потенциал Арктики

Роль цифровизации в развитии арктической зоны Российской Федерации невозможно переоценить. К слову, арктическая зона занимает почти пятую часть территории России. Здесь проживает более 3 млн человек, вклад региона в ВВП составляет от 11 до 15%. Технологические потребности Арктики сегодня – обеспечить широкополосный интернет-доступ, международный транзит трафика из Европы в Азию, защищенное резервирование магистральной телекоммуникационной сети, современную инфраструктуру в местах добычи и, как следствие, развитие сквозных цифровых технологий.

Цифровые технологии – основа реализации сложных инфраструктурных проектов, управление которыми осуществляется с использованием технологий искусственного интеллекта и виртуальной реальности.

Развитие Северного морского пути невозможно без данных, получаемых с помощью российских космических аппаратов. В феврале 2021 г. «Совкомфлот», «Новатэк» и «Атомфлот» завершили экспериментальный и первый в истории сверхпоздний рейс по Севморпути. Из порта Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» доставил в китайский порт Цзянсу груз углеводородов и возвратился за очередной партией. Новый опыт судовождения в высоких широтах, как ожидается, будет распространен на другие танкеры. И это даст возможность открыть круглогодичную навигацию на всем протяжении Северного морского пути.

Одна из тенденций на российском рынке в сфере внедрения технологий заключается в партнерстве коммерческих компаний с университетами. В реализации проектов в арктической зоне участвуют Дальневосточный федеральный университет, в состав которого входит Ледовая лаборатория вуза. На базе Сахалинского университета аккумулированы сведения о сложной ледовой обстановке Охотского моря за последние 140 лет. Собранные под водой данные о выбросах метана позволили ученым из Томского политехнического университета измерить концентрацию растворенного газа на поверхностном слое арктических морей.

Эксперты высоко оценивают потенциал радаров для применения в арктической зоне. Среди основных задач спутникового радиолокационного мониторинга – наблюдение за ледовой обстановкой, геотехнический и экологический мониторинг. Решения для информационного обеспечения ледовой проводки танкеров дают возможность сократить время и затраты на транспортировку грузов по Северному морскому пути в 1,5–2 раза. Эффект достигается благодаря оперативной корректировке маршрута в обход участков со сложными ледовыми условиями. Такой подход хорошо зарекомендовал себя даже в случаях, когда путь по свободной воде (рекомендованный согласно данным спутниковой радиолокационной съемки) длиннее первоначально запланированного маршрута следования.

Проблемы цифровизации в арктической зоне России обусловлены неразвитой инфраструктурой (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), организационной разобщенностью многочисленных центров принятия решений. Но усилия, которые прилагают специалисты для решения перечисленных проблем, не будут напрасными. ЧП в Суэцком канале еще раз подтвердило, что потенциал Северного морского пути долгое время оставался недооцененным. Похоже, ситуация может измениться. Как говорят в таких случаях, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Вопросы остаются

Теперь самое время задаться вопросом, готова ли инфраструктура Севморпути обеспечить предоставление услуг связи, других сервисов на современном уровне.

Как известно, магистральные сети в регионе отсутствуют, услуги связи предоставляются на основе небольших участков разрозненных линий.

Последние несколько лет российский производитель телеком-оборудования – компания «Супертел» – продвигает проект «Северное сияние». Предлагается проложить подводную ВОЛС, соединяющую Мурманск и восточные регионы страны, обеспечив тем самым передачу трафика из Европы в Азию. Ожидается, что его реализация станет важным шагом в развитии инфраструктуры больших северных территорий, заложит базу для предоставления информационно-сервисных услуг. Наряду с этим развитие сетей связи обеспечит защищенность от внутренних и внешних информационных угроз, будет способствовать внедрению сквозных технологий.

Полтора года назад «МегаФон» и финский инфраструктурный оператор Cinia Oy объявили о создании международного консорциума для строительства океанического оптоволоконного маршрута, соединяющего Европу и Азию по арктическому пути. Новая линия будет проходить по дну Северного Ледовитого океана и станет уникальным маршрутом Европа – Азия с наилучшими показателями скорости передачи сигнала.

Среди международных партнеров проекта – японские и скандинавские компании, а также международные финансовые организации. «МегаФон» имеет опыт строительства и эксплуатации высокоскоростных оптоволоконных сетей на территории России и сопредельных государств. Общая протяженность собственной оптоволоконной сети оператора превышает 200 тыс. км.

Минувшим летом «МегаФон» и «Росгеология» проводили совместные морские исследования в рамках реализации проекта по прокладке подводной оптической линии связи из Европы в Азию. Научно-исследовательское судно «Росгеологии» «Профессор Логачев» было выбрано для прохождения самых сложных с точки зрения ледовой обстановки участков трассы в Баренцевом, Карском, Восточно-Сибирском, Чукотском морях и море Лаптевых.

В ноябре 2020 г. завершился первый этап морских исследований в акватории этих морей. Второй этап исследований, запланированный на лето 2021 г., будет включать детальное изучение инженерных условий прокладки подводного кабеля, в том числе исследование пород дна.

Необходимость строительства линии в рамках проекта Arctic Connect обусловлена бурным развитием технологий и ростом трафика в Юго-Восточной Азии, а также тем, что основной контент находится в европейских дата-центрах. Сокращение продолжительности маршрута трафика между Европой и Азией позволит сократить задержки сигнала. Кроме того, строительство нового канала повысит связанность континентов и регионов.

На публичных мероприятиях представители администрации Чукотского автономного округа не устают напоминать, что Чукотка остается единственным российским регионом, не имеющим доступа к услугам ШПД. Спутниковая связь обходится недешево, а ее качество оставляет желать лучшего. Из-за этого невозможно оборудовать современные рабочие места, что сдерживает реализацию инвестиционных проектов. На северных территориях округа ограничен доступ к электронным услугам, безналичным расчетам, медицинским и образовательным ресурсам, мобильному Интернету.

Реализуемая региональным правительством локальная программа «Цифровая Чукотка» обеспечивает половинчатые меры, которые помогают смягчить отсутствие полноценных решений, но являются недостаточными для ускоренного создания полноценной инфраструктуры.

Возможно, ситуация начнет меняться в следующем году, когда «Ростелеком» завершит прокладку оптической линии связи из Петропавловска-Камчатского в Анадырь. К 2023 г. этой же компанией анонсировано окончание строительства арктической ВОЛС из Франкфурта в Токио по северному морскому пути с заходом в Певек и Анадырь. В настоящее время идут переговоры о заходе линии на территорию Восточной Чукотки, организации шлюзов. При этом важно синхронизировать работы по прокладке внутренних инфраструктурных сетей, созданию базы для развития дата-центров. Решение этих задач – одно из условий реализации потенциала Северного морского пути в мировом масштабе.

https://www.connect-wit.ru/