Появление в Турции канала «Стамбул» откроет для РФ новые экономические перспективы
Россия может наладить сотрудничество с Турцией по каналу «Стамбул», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, доцент Дипломатической академии при МИД РФ Владимир Аватков.
Эрдоган сделал ставку на канал «Стамбул»
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция не откажется от строительства канала «Стамбул», который станет искусственным дублером пролива Босфор и разгрузит данную акваторию.
Идея была озвучена Эрдоганом в 2011 году, хотя ее впервые предложили еще в османские времена. Сегодня через Босфор проходит порядка 50 тысяч судов, включая танкеры с нефтью, и это является проблемой для крупнейшего турецкого города Стамбула.
Пока тендер на строительство не объявлен, но речь идет о десятках миллиардов долларов: через тоннель должны проходить крупнотоннажные суда, а опыт блокировки «Суэцкого канала» говорит о том, что сооружение должно иметь масштабный характер.
Канал собираются проектировать с пропускной способностью в не менее 160 судов в сутки с грузоподъемностью до 300 тысяч тонн.
«Стамбул», согласно плану 2018 года, пройдет из Черного моря в Мраморное через водохранилище Сазлыдыре, озера Кючук-Чекмедже, Сазлысу и Дурусу. Одновременно туркам нужно построить замену этим водоемам: они являются источниками воды для Стамбула.
Стоимость работ оценивается в несколько десятков миллиардов долларов, и это проблема для турецкой экономики, испытывающей серьезный кризис, но Эрдоган обещает превозмочь проблемы и построить новый маршрут.
«Стамбул» вписан в турецкие геополитические планы
«Строительство канала «Стамбул» является делом решенным. Турецкие власти реализуют в данной идее концепцию хаба, который сделает из Турции страну, соединяющую север, юг, запад и восток», - констатирует Аватков.
Схожим образом турки реализуют энергетические проекты, стремясь сделать из себя газовый хаб для государств Южной Европы. В Турцию прибывают газопроводы из РФ, Азербайджана и Ирана, позволяющие туркам перепродавать сырье дальше.
«Турция стремится укрепить экономическое и политическое благополучие и старается получить большую самостоятельность. Для этого Анкара собирается реализовать множество инфраструктурных проектов, соединяющих север, юг, запад и восток. У Турции есть проблемы с обмелением и ухудшением пропускной способности Босфора, но главная идея не в этом», - заключает Аватков.
Целью Анкары является укрепление контроля за грузопотоками по линии север-юг, где центральным местом являются Босфор и Дарданеллы, но они регулируются не турецкими властями, а конвенцией Монтрё и международным морским правом.
Турки не получают доходов с этих морских путей, из-за чего Эрдоган планирует воспользоваться естественной деградацией Босфора, а затем и Дарданелл. После реализации «Стамбула» будет построен второй канал из Эгейского моря в Мраморное.
«Турции необходимы альтернативные Босфору и Дарданеллам маршруты. Турки уверены, что эти проекты увеличат самостоятельность страны, дадут ей финансовую выгоду от товарных потоков и усилят роль Анкары в международных отношениях», - резюмирует Аватков.
Однако инфраструктурные начинания требуют колоссальных инвестиций. Проект растянется на десятилетие – «Босфор» сдадут не ранее 2025-2026 годов, а когда дело дойдет до «Дарданелл» является отдельным вопросом.
«С «Дарданеллами» дело проще – там маршрут не такой сложный как у «Стамбула». Новый канал превратит Стамбул в остров и нанесет европейской части мегаполиса непоправимый урон с точки зрения экологии и водообеспечения. Канал должен пройти через водохранилища и озера, и это нарушит систему поставок воды в Стамбул», - констатирует Аватков.
Эрдогану придется выдержать общественное давление: было письмо 100 турецких отставных адмиралов, высказавшихся против проекта.
Президент Турции назвал это выступление происками политических оппонентов, но есть мнение жителей Стамбула. На родине Эрдогана только меньшинство поддерживает строительство, а большинство горожан опасается негативных последствий.
РФ может поучаствовать в проекте «Стамбул»
«Турция стремится укрепить свои позиции и посылает сигналы России и США, но есть вопросы по турецким экономическим возможностям. Данное обстоятельство открывает перспективы для нашей страны», - заключает Аватков.
У РФ с Турцией сложные взаимоотношения. С точки зрения внешней политики турки входят в НАТО и являются второй страной Альянса после США по размеру вооруженных сил. Без Турции невозможно представить южный фланг НАТО.
У Москвы с Анкарой есть трения в Сирии и в других геополитических точках, но экономически мы являемся стратегическими партнерами. Наши страны связывают два газопровода, РФ строит Турции АЭС «Аккую», у нас плотные отношения на рынке продовольствия, а главное, что развитие черноморских регионов вынуждает Москву развивать торгово-экономическое сотрудничество с Анкарой.
«Сотрудничество с Турцией даст РФ возможность более эффективно реализовать собственные интересы в регионе и мире. Нам нужно проявить активность по каналу «Стамбул»: данный проект затрагивает наши интересы», - резюмирует Аватков.