Войти в почту

Что Аркадий Ротенберг сделает в Крыму?

Накануне летнего сезона 2021 года внимание СМИ привлекла сеть санаториев «Курорты Крыма», бенефициаром которой называют миллиардера Аркадия Ротенберга. Редакции HotLine.travel удалось получить развернутый комментарий о его планах в сфере туризма. Подробности – в интервью с директором управляющей компании «Визант Групп» Нелли Шатовой.

Нелли, какими объектами управляет «Визант Групп» и какое отношение компания имеет к Аркадию Ротенбергу?

В нашем портфолио сейчас пять объектов: это бутик-отель «Дача Рахманинов», санатории «Дюльбер», «Ай-Петри», «Мисхор», «Морской Прибой». Все они объединены в сеть «Курорты Крыма» и выкуплены в 2018 году «Управляющей компанией инфраструктурных проектов», с которой нас связывает паевой инвестиционный фонд. Одним из инвесторов фонда являлся Аркадий Ротенберг, он пришел в ЗПИФ в конце 2019 года. Сейчас идет процесс оформления документов под единоличное владение.

Компания уже успела реконструировать и вывести на рынок один отель – «Дача Рахманинов». Но ранее об инвестициях бизнесмена в Крыму официальной информации не было, почему об этом заговорили именно сейчас?

После того как Аркадий Романович принял решение выделить туризм в отдельное направление и сконцентрироваться на нем, нашей основной задачей было собрать команду, подготовить стратегию развития и выйти на рынок уже с готовым позиционированием. Теперь мы готовы выйти в публичное пространство.

При этом первоначальные вложения в объекты были осуществлены до публичности. Инвестиции в основном касались базовых вещей, таких как инженерные сети, переоборудование лифтов всех объектов, установка пожарной системы и обеспечение безопасности наших гостей. Отель «Рахманинов» – это был наш первый пилотный проект, который мы презентовали рынку.

Какую нишу займет сеть «Курорты Крыма»?

В настоящее время в Крыму большая пропасть между очень дорогими и экономичными отелями. Мы хотим создать продукт в среднем ценовом сегменте, который сможет конкурировать с популярными направлениями и предложить гостю хорошую цену и высокий сервис. Крым – прекрасный регион с высоким потенциалом, но чтобы гости выбирали наши курорты, мы должны конкурировать с Турцией, Грецией и другими популярными направлениями. Еще одной целью мы ставим для себя выход на уровень мировых сетевых отелей, создавая сильные бренды вокруг наших объектов и масштабируя бизнес.

Это амбициозная цель, вы высоко подняли планку. Ее реально достичь?

Все наши объекты расположены на Южном берегу Крыма на первой линии от моря, причем рядом друг с другом. Это позволяет нам создать комплекс отелей, ориентированный на разные целевые аудитории, как на самую многочисленную – семейных туристов с детьми, так и на тех, кто хочет получить качественное лечение или уникальный опыт проживания в исторических зданиях. Например, «Дача Рахманинов» – это небольшой бутик-отель, в котором реализована концепция европейских бутик-отелей со своей историей, культурой и философией. Санаторий «Ай-Петри» сохранит свой лечебный профиль и продолжит работу в среднем сегменте, но уже совершенно с другим уровнем сервиса и спектром медицинских услуг. «Мисхор» будет больше ориентирован на семейный отдых с концепцией «все включено».

А «Дюльбер» и другие?

«Дюльбер» – один из моих любимых объектов, бывший дворец Романовых, построенный в XIX веке. Здесь все пропитано историей и невероятной энергетикой. Концепция отеля будет похожа на «Дачу Рахманинов», с большим упором на спа.

У нас была идея со временем сделать сеть таких гостиниц подобно Relais & Châteaux во Франции.

В РБК было упоминание санатория «Морской Прибой», что по этому объекту еще не определено, кто будет собственником. Что-то решилось?

Это не совсем так, на момент выхода статьи на РБК мы не определились с концепцией реконструкции санатория «Морской Прибой». Объект останется частью компании, и вопрос о его продаже не стоит.

Когда начнется реконструкция и как она отразится на работе?

Реконструкцию мы планируем начать уже в этом году, но после завершения летнего сезона, чтобы не мешать отдыху гостей. Работы будут вестись поэтапно. Это позволит не выводить из оборота сразу все наши объекты. По этой же причине наиболее крупные санатории, в частности «Ай-Петри» и «Мисхор», планируем реконструировать корпусами. Мы планируем завершить процесс реконструкции в течении 3х лет.

Каков общий размер инвестиций в проект?

Мы рассчитываем вложить 15 миллиардов рублей: частично это будут собственные средства, частично – заемные.

Многие туристы, особенно из числа тех, кто привык тратить деньги за границей, предвзято относятся к Крыму. Приходится слышать такие отзывы: даже если остановиться в хорошем отеле, за воротами будет разруха. Вы уверены, что 15 миллиардов рублей хватит, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Действительно, курортная инфраструктура Крыма десятилетиями фактически разрушалась, не получая должного финансирования. Вы знаете, сейчас завершается работа над нацпроектом «Туризм и индустрия гостеприимства», есть надежда, что с его помощью удастся улучшить ситуацию, в том числе и в нашем регионе. Мы со своей стороны планируем приводить прилегающую инфраструктуру в порядок за счет собственных средств.

Например, мы планируем ряд инвестиций в благоустройство парка в «Мисхоре» и хотим отремонтировать пляжи, прилегающие к нашим объектам. Пляжи будут общедоступными, где смогут отдыхать и местные жители.

Не приведет ли это к конфликтам из-за лежаков?

Уверена, что места хватит всем. Мы планируем восстановить также и разрушенные карты пляжей, чтобы пользование было комфортным для всех.

Как насчет очистных сооружений и водоснабжения?

Во всех наших объектах уже стоят очистные сооружения, разумеется, в море мы ничего не сливаем. Планируем увеличить их мощность так, чтобы в перспективе к ним могли подключиться даже соседние мини-отели. Что касается воды, то у нас есть свои резервуары, перебоев не должно быть.

Многие отельеры в Крыму и Краснодарском крае в прошлом году жаловались не нехватку сотрудников. Как обстоят дела с кадрами у вас?

У нас работает более 1000 человек, людей не хватает, это правда. Однако мы не решаем проблему за счет завоза сезонных работников. Хотим трудоустраивать именно местных жителей, все силы сконцентрировали на то, чтобы работа в туризме была привлекательной. Люди должны ценить ее, только в этом случае возможен действительно хороший сервис. Поэтому вкладываемся в обучение, проводим тренинги и различные мероприятия для персонала. Кроме того, приглашаем на стажировку студентов, тем самым готовим для себя молодые кадры.

Какую часть загрузки ваших санаториев обеспечивают госконтракты?

Мы, как и многие другие компании, участвуем в тендерах – это помогает не останавливать работу объектов зимой и сохранять рабочие места круглый год. Однако доля заказов по линии социального страхования составляет не более 10%. 90% номеров мы загружаем сами: 40–43% нам обеспечивают туроператоры, остальное дают онлайн-каналы и прямые продажи.

Туроператоры и турагенты сообщают, что их выталкивают с рынка: почувствовав спрос, отели якобы делают акцент на прямых продажах и переманивают туристов, предоставляя им скидки. Как изменятся ваши приоритеты в 2021 году?

Мы всегда были открыты к агентскому рынку, в этом году решились заключить эксклюзивный контракт по некоторым объектам с крупным российским туроператором. Но долю продаж турагентского сегмента мы не сокращаем. При этом мы выдерживаем паритет цен: обращаясь к нам, клиент не может получить номер дешевле, чем на рынке B2B. Я сама из туроператорского бизнеса, поэтому прекрасно знаю, какие силы операторы и агенты вкладывают в привлечение клиентов и раскрутку отелей.

Нелли, в заключение напрашивается такой вопрос. Очевидно, что в Крыму очень много проблем, которые не способствуют сокращению срока окупаемости для инвестиций. Чем Крым привлекает инвесторов? Вероятно, пройдет немало лет, прежде чем вложения «отобьются».

Со своей стороны могу сказать, что нашему инвестору очень нравится Крым: он часто здесь отдыхает и хочет, чтобы курорт развивался, чтобы его красоту оценило как можно больше людей. Конечно, с точки зрения бизнеса было бы проще и понятнее застроить участки земли у моря апартаментами и виллами и продать их. Но у нас стоят совершенно другие задачи. Нашей основной философией является сохранение наследия и возрождение культуры и сервиса в Крыму. Мы с большим трепетом относимся к истории и стараемся в каждый наш проект вложить культурный код. Мне кажется, на примере «Рахманинова» это очень заметно. Мы отреставрировали более 500 изделий мебели, восстановили лепнину, собрали прекрасную коллекцию работ крымских художников. Даже напечатали брошюры, как в картинной галерее. У нас в команде работают идейные по духу люди, и наш главный инвестор нас в этом поддерживает.