Smartavia войдет в лето с 15 воздушными судами, три из которых Airbus A320neo
Несмотря на сохраняющиеся непростые условия на рынке авиаперевозок, частная российская авиакомпания Smartavia («Нордавиа — региональные авиалинии») решила не отказываться от планов расширения и модернизации флота. Оперирующий из трех аэропортов – Архангельск, Пулково (Санкт-Петербург) и Домодедово (Москва) перевозчик получил первый из трех самолетов Airbus A320neo и таким образом не только вошел в элиту эксплуатантов этих современных ВС, но и стал еще одним оператором авиатехники Airbus в РФ. До конца мая авиакомпания ожидает поставку еще двух машин этого типа. Пополнение флота позволит воплотить амбициозные планы – перевезти 3 млн пасс. в этом году. Взятый в операционный лизинг у ирландской Aercap самолет стал самым молодым в парке Smartavia. Airbus A320neo, бортовой номер VP-BOS (заводской серийный номер MSN 7523) был произведен в 2017 г. и эксплуатировался в мексиканской авиакомпании Interjet. На нем установлены двигатели CFM Leap 1-A, а компоновка салона полностью экономического класса рассчитана на размещение 180 пасс. «Мы проделали большой объем подготовительной работы перед началом внедрения новой высокотехнологичной техники в наш парк. Самолеты A320neo станут новой вехой на пути трансформации компании в высокоэффективное предприятие гражданской авиации», – заявил гендиректор Smartavia Сергей Савостин. Перевозчик планирует добиться высокого годового налета на самолетах A320neo — до уровня «не менее 5 тыс. летных часов в год на каждое ВС». Smartavia называет себя первым в России smart-лоукостером – на ее воздушных судах нет бизнес-класса, но она планирует «внедрить новый стандарт высококачественных услуг на борту ВС». В части экономики, авиакомпания поясняет, что «рост доходной ставки будет обеспечиваться, в первую очередь, за счет роста загрузки кресел и доходов от продажи дополнительных услуг». Что касается стоимости билетов, то индексации тарифа «будет минимальной или будет полностью отсутствовать для сохранения конкурентного предложения в условиях избыточной емкости и роста объема low-cost предложения на рынке воздушных перевозок страны». На протяжении долгого времени авиакомпания была лояльным эксплуатантом самолетов Boeing 737. До прибытия A320neo ее парк состоял из трех 148-местных Boeing 737-700 и девяти 189-местных B 737-800. Перевозчик планировал и дальше оставаться с семейством 737 – оно не только хорошо им освоено, но и больше подходит для его маршрутной сети, а для модернизации флота должны были быть приобретены Boeing 737MAX. Однако проблемы, преследовавшие MAX последние два года и сохраняющаяся неопределенность со снятием запрета с эксплуатации типа в РФ, вынудила Smartavia рассмотреть конкурирующий продукт. Авиакомпания еще не отказалась от планов когда-нибудь пересесть на MAX. С точки зрения операционных результатов, в сложнейший для отрасли период пандемии, в 2020 году авиакомпания перевезла более 1,64 млн пасс., на 19,5% меньше, чем в предкризисном году. Достойный результат на фоне 46% падения, продемонстрированного авиатранспортом РФ в целом. В январе-феврале 2021 г., однако, Smartavia «снизила обороты» — сокращение пассажиропотока составило 39,1%. Самолеты Airbus А320neo эксплуатируются в России с 2017 года – в авиакомпании S7 Airlines, позже к ней добавились «Уральские авиалинии».