Туристический ретро паровоз серии Эр 791 – 94 прибыл в область ещё в конце апреля, пару недель ушло на обкатку маршрута. В первый раз локомотив повёз людей по области в субботу, 8 мая. Из Калининграда в Советск предложили проехаться журналистам и представителям калининградских турфирм. В путешествие отправился и корреспондент «Клопс», что из этого вышло, читайте в нашем материале.
10:10 Южный Вокзал, Калининград
В ожидании путешествия ретропоезд стоит в клубах дыма и пара. Смолисто-чёрный локомотив с красной звездой на фронтоне смотрится колоритно на железнодорожных путях. На мобильники его снимают все — от водителей «Ласточек» до отдыхающих, решивших отправиться утром к морю.
Сразу за кабиной машиниста располагается тендер — специальный вагон, нагружённый углём и водой: на этом топливе мы доедем до Советска и обратно со средней скоростью 40 километров в час. В Полесске короткая остановка для осмотра и смазки ходовой части.
К локомотиву пристёгнуто два вагона: плацкарт и ресторан. Когда паровоз повезёт туристов, антуража добавят: повесят кружевные занавески, панели декорируют бархатными накидками, а проводников нарядят в ретроформу. Наша поездка тестовая, её задача показать руководителям местных турфирм преимущества нового вида путешествий по области.
«Все туристы у нас Instagram формата, а здесь получаются очень красивые кадры. Это возможность посмотреть восток области, его города с уникальной историей и точками притяжения. Фишка направления в том, что отдыхающие пробуют регион на вкус. Меню из локальных продуктов продумано нашими поварами. В качестве сувенира можно увезти знаменитый тильзитский сыр», — поясняет министр культуры Андрей Ермак.
Через два часа подают чай и кофе в кружках с подстаканниками угощают брускеттами с местным сыром, шпротами и килькой, приправленными песто из черемши и облепиховым соусом. Это обещанные элементы региональной кухни, в активных поисках которой местные повара находятся с «чемпионатного» 2018-го года.
Несмотря на закрытые окна, в вагон проникает лёгкий запах паровозного дымка, слышен характерный гудок, который время от времени даёт машинист. Ехать удобно — у ретропоезда плавный ход. Путь до Советска занимает три часа. За окном мелькают луга, сосновый бор, пашни с зацветающим рапсом, болотистые буреломы и сады. Встреча со старинным локомотивом для жителей событие. Автомобили сигналят, люди выходят на улицы из домов, машут руками и фотографируют.
13:00, железнодорожный вокзал Советска
Загружаемся в автобус и едем обедать в Неман. Пассажиров ретропоезда кормят в ресторане, который в советское время назывался «Неман», а до войны «Deutsches Haus». Здание с солидной историей, в его стенах кормили людей начиная с XVIII века, а в XXI-ом заброшенное строение выкупил предприниматель Иван Артюх и вернул ему историческое предназначение. В городе бизнесмен также организовал сыроварню «Тильзит-Рагнит», продукция которого продаются в магазине рядом с рестораном. Средняя цена за стограммовый кусочек «локального продукта» 120 рублей. Буханка крафтового хлеба обойдётся в 150 рублей. Магнитик от 170.
Ещё Артюх занимается восстановлением средневекового замка, осмотреть который нас пригласили после обеда. Руины Рагнита открыты для экскурсий. Цитадель приведена в порядок, центральная площадка замощена булыжником, ведутся противоаварийные работы. В ближайшее время на сторожевой башне появятся часы, через несколько лет часть замка будет восстановлена: здесь откроют гостиницу, музей и ресторан.
В Советске экскурсия ограничивается небольшой прогулкой по набережной. Надо торопиться, в 16:00 мы должны быть в паровозе и ехать обратно. В Калининград прибываем в 19:30.
Цена вопроса
Экскурсионный тур на ретропоезде длится девять часов, из них шесть в пути, и три часа отводится на экскурсии и обед. Запустить локомотив для туристов планируют к лету. Пока неясно будет ли это экскурсии на постоянной основе или паровоз отдадут под корпоративных туристов. Себестоимость поездки с обедом в ресторане, перекусом и экскурсиями по Советску и Неману 4000 рублей. Если количество людей увеличить, получится дешевле.
«Сегодня мы смотрели время в поездке, какие остановки надо сделать. Анализировали «механику» этого продукта. Дальше туроператору будут уже сами выстраивать свою коммерческую стратегию и решать, на кого будут рассчитывать этот маршрут. Понятно, что это не масс-маркет. Скорей всего будет 2-3 вагона и позволить себе такое путешествие смогут не все. Такова стратегия премиальной цены» — объясняет Ермак.
Советск не единственное направление, куда в перспективе пойдёт паровоз. В ближайшем будущем его планируют запустить в Черняховск.
«Вишенкой на торте этого через три года должен стать тур на Выштинец. Думаю, это будет один из самых востребованных маршрутов в России. Здорово почувствовать себя жителем начала XX века и поехать в национальный парк отдохнуть на поезде, погулять по лесу и испытать то, что называется кислородным шоком, когда вы дышите чистым свежим воздухом», — сказал министр.
Ожидается, что ретропоезд пробудет в области минимум до октября и будет возить отдыхающих в экскурсионные туры.