Контролер высадил подростка из автобуса: что делать?
С 1 мая 2021 года вступил в силу федеральный закон, запрещающий высаживать из общественного транспорта несовершеннолетнего, не заплатившего за проезд. Какое наказание в случае нарушения запрета грозит водителю или контролеру? В случае если контролер при проверке поймет, что несовершеннолетний пассажир не оплатил проезд, согласно ч. 22 ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, уполномоченному должностному лицу запрещено высаживать пассажира, не достигшего 16-летнего возраста, а также требовать, чтобы ребенок вышел на следующей остановке. Если контролер или водитель высадил несовершеннолетнего пассажира за неоплаченный проезд, им грозит как гражданско-правовая ответственность, так и административная: вплоть до уголовного наказания. Рассмотрим административную. В статью 11.33 КоАП РФ вводится новая часть 2.1, действовать она будет с 01.05.2021 (Федеральный закон от 20.04.2021 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»): принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд, и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Однако если в результате инцидента с подростком-пассажиром произошли какие-либо тяжкие последствия, к примеру: контролер применил физическую силу к несовершеннолетнему пассажиру для его высадки — это может расцениваться как превышение должностных полномочий и повлечь уголовную ответственность по ст. 286 УК РФ или как самоуправство (ст. 330 УК РФ); допустим, несовершеннолетнего высадили в чистом поле при температуре воздуха минус 30 градусов, ввиду этого несовершеннолетний получил какую-либо степень обморожения — это может расцениваться как оставление в опасности, ответственность наступает по ст. 125 УК РФ, либо халатность (ст. 293 УК РФ). Несовершеннолетнему пассажиру рекомендуем на месте собрать как можно больше доказательств, зафиксировать противоправные действия на телефон или любое техническое устройство, постараться взять номера телефонов и другие контакты у свидетелей, вызвать сотрудников полиции, оставить жалобу на действия водителя или контролера по горячей линии перевозчика. Все эти меры очень важны, так как упростят сбор доказательной базы для дальнейшего обращения в суд и помогут должностным лицам при проведении расследования. Далее необходимо предъявить претензию к перевозчику, согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, применяются положения законодательства Российской Федерации «О защите прав потребителей». В соответствии со ст. 15 закона «О защите прав потребителей» несовершеннолетний вправе требовать от перевозчика компенсации морального вреда. «Вилки размера» компенсации морального вреда невозможно указать от и до ввиду отсутствия правоприменительной судебной практики по аналогичному спору, поэтому несовершеннолетний или его родители вправе указать любой размер по своему внутреннему убеждению, а перевозчик либо добровольно выплатит компенсацию морального вреда, либо уже суд установит размер компенсации, так как в случае игнорирования обращения или оставления жалобы без удовлетворения несовершеннолетний пассажир может обратиться в суд. Автор: Дмитрий Бездлин, юрист Европейской юридической службы Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»