Реалии турбизнеса: всё бросили и побежали

Специфической чертой отечественного турбизнеса является полная непредсказуемость. Такое ощущение, что кому-то из принимающих решения просто нравится держать рынок в состоянии перманентного удивления: «Смотрите, как еще я могу». Отмены рейсов в 2 дня, открытие продаж за 2 недели и мерцающая программа кешбэка уже вызывают привыкание, а не удивление. На эту тему рассуждает колумнист HotLine.travel и владелица туроператорской компании Екатерина Тропова.

Русский авось

Внезапность всего стала, кажется, визитной карточкой внутрироссийского туризма, что особенно заметно в кризисную пору, когда он наконец-то кому-то понадобился. «Ну вы приезжайте, а мы тут на месте разберемся», – излюбленная стратегия поставщиков туристических услуг, хоть сколь бы то ни было отличных от типового музея самовара и кокошника. Причем, по опыту, «на месте разберемся» бывает самое разнообразное: от радушного приема с «хлебом-солью» за счет заведения до отсутствия на стоянке предоплаченного трансфера.

– Скажите, пожалуйста, а где машина?! – спрашиваешь у оператора.

– Водитель уехал, – констатирует женский голос на том конце провода.

И ты стоишь с туристами у терминала богом забытого аэропорта в глубинке, задумчиво смотришь вдаль и понимаешь, что кровь Сусанина по-прежнему течет в этих жилах. «Кина не будет».

Музеи, закрытые по выходным, рестораны, не обслуживающие группы по банкетному меню, и отели, не дающие агентского процента в высокий сезон, добавляют изюминки происходящему. На рынке правит сплошной agile, или, по-простому, русский авось.

Посчитайте нам это вчера

Или вот, прекрасный – свеженький – пример из сферы авиаперевозок. 11 мая сего года крупнейшие авиаперевозчики получили из Росавиации письмо с настоятельной рекомендацией до 12 мая предоставить расчеты, как на их деятельности скажется запрет на регистрацию самолетов вне реестра РФ. «Коммерсантъ» пишет, что письмо за подписью заместителя главы Росавиации Алексея Новгородова пришло с пометкой «срочно».

Даже представлять не хочется, каким может быть алгоритм принятия регулятором такого решения и что заставило людей предположить, что это нормально – требовать у перевозчиков в течение суток привести достаточное количество аргументов за или против системно значимого решения общей стоимостью в десятки миллионов долларов. Естественно, общее понимание вещей у руководства авиакомпаний есть. И расчеты тоже вполне могут быть. Но сам факт требования предъявить результаты серьезной аналитической работы в срок «до завтра» – это страшный сон бизнесменов и аналитиков. Открытым остается вопрос, почему регулятору не страшно использовать такие данные в своих прогнозах.

Справедливости ради, и наши не отстают. Ростуризм систематически требует что-то предоставить «в возможно короткие сроки» и по форме, приложенной к письму. Так, например, в 11:00 может поступить запрос на определенный массив информации до 17:00 того же дня. Бесспорно, это очень удобно и способствует планированию рабочего времени сотрудников, и без того изрядно прореженных кризисом в отрасли.

Круче только полученное медиками в начале года требование от профильного министерства срочно поднять рождаемость по стране к концу первого квартала. Ростуризму с Росавиацией, конечно, не переплюнуть Минздрав. Но «огня» в жизнь бизнеса они добавляют исправно.

То мигает, то не мигает

Конечно, трудно не вспомнить акт внезапного спасения российских туристов от Турции, состоявшийся в середине апреля, когда без лишних проволочек наши просто отменили авиасообщение с самыми востребованными курортами и фактически единственным доступным на данный момент транзитным аэропортом мира. Даже если предположить, что россиянам, находившимся в Анталье, требуется немедленная эвакуация из эпицентра коронавируса, то пассажиров, оставшихся без обратного транспорта в Латинской Америке, ЮАР и массы других стран, просто не посчитали. Слона опять не приметили.

Типичный образчик внезапного антикризисного регулирования – это, конечно, программа кешбэка. В целом она прекрасна почти всем: и удобством интеграции, и осведомленностью компетентных сотрудников, и инструкцией на птичьем языке, и фактически требованием иметь штатного программиста, который ее сможет прочесть. Но особенно отрадно смотреть, как системно и стабильно работает эта программа.

Наши соотечественники, в отличие от иностранцев, за прошедшие века более-менее адаптировались к существованию в режиме полной непредсказуемости всего. Но и они всё-таки планируют отпуска ну минимум за 3–6 месяцев. А программа кешбэка, между тем, как та сирена из старого детского анекдота: то мигает, то не мигает. Если бы турист имел хотя бы шанс привыкнуть, что он может, покупая тур, рассчитывать на возврат 20%, это действительно в какой-то мере помогло туроператорам. Но смысл программы стимулирования туристических поездок, объявленной в начале марта и действующей с середины месяца до конца июня, туманен, поскольку на здоровом рынке весной у всех уже давно всё куплено и запланировано – пора подумывать про следующий год.

Теперь, когда самые популярные регионы типа Краснодарского края, Алтая, Крыма, Камчатки и Кольского уже закончились, правительство продлило кешбэк до конца года. Как система продолжит работать, пока неясно: никаких уведомлений от регулятора отрасли или других участников процесса туроператоры еще не получали. Нужно ли будет заново регистрировать туры в системе, каким именно образом стоит менять информацию на сайтах и понадобятся ли какие-то очередные технические изменения, неизвестно.