Минский синдром. Как обеднеют россияне после запрета на полеты над Белоруссией
Правомерно, но... Скандал с принудительной посадкой пассажирского самолета литовской компании Ryanair набирает обороты. Власти Европейского союза обратились с призывом к всем без исключения авиационным компаниям отказаться от полетов в Беларусь или же над ее воздушным пространством. Одновременно рассматривается вопрос о полном запрете полетов белорусских самолетов в Европу. В тоже время отдельные государства принялись ограничивать доступ в их воздушное пространство для самолетов белорусской государственной авиакомпании «Белавиа», например, финское агентство транспорта и связи Traficom отозвало у нее лицензию на осуществление полетов в страну. С правовой точки зрения ситуация с вынужденной посадкой литовского самолета очень спорная, в ней есть масса нюансов, которые можно интерпретировать по-разному. Но вот Евросоюз трактует ее однозначно. Какие риски это несет россиянам? Закрывается окно в Европу Из-за нарастающего шквала запретов на полеты «Белавиа» в зарубежные страны, могут возникнуть серьезные проблемы у россиян, особенно у тех, кому выезд из России был по разным причинам запрещен – например, по решению судебных приставов. Много лет они летали в Европу с транзитной пересадкой в Минске. Теперь им потребуется шенгенская виза (более подробно – «Как россиянам долететь до Европы без транзита в Минске»). Пострадают и пассажиры, летавшие через Беларусь на Украину и обратно. «Поскольку украинские власти приняли решение с 26 мая прекратить авиасообщение с Белоруссией, то для российских пассажиров становится невозможным транзит между Москвой и Киевом через Минск, который является востребованным способом связи России и Украины с 2014 года. Таким образом, целесообразно ожидать, что российские авиакомпании потеряют часть пассажиров. На фоне возникшего ажиотажа любые альтернативные маршруты, вероятно, будут заметно дороже», – предупреждает Наталия Пырьева, аналитик «Финам». Она добавила, что ощутимые последствия от сложившейся ситуации российская сторона может почувствовать и в случае если Польша закроет белорусско-польскую границу (что очень вероятно), и тогда российским авиакомпаниям придется облетать эту территорию через Прибалтику, что приведет к увеличению и времени полета и его стоимости Как нашим авиакомпаниям может повезти Российские авиакомпании могут извлечь выгоду из складывавшегося положения дел, нарастив количество рейсов на маршрутах, которые лишилась «Белавиа». «Отвечая на явно выросший спрос белорусов на полеты за границу через Москву, отечественные перевозчики могут расширить число рейсов в Европу», – прогнозирует независимый эксперт Леонид Хазанов. Возможен и иной вариант развития событий, допускает аналитик «Финам» Алексей Коренев, и он явно негативный – «Белавиа» может попробовать предпринять экспансию на рынок России. «Если в Россию начнут более часто летать самолеты «Белавиа», то они составят ценовую конкуренцию лайнерам российских авиаперевозчиков. Не получится ли так, что «Белавиа» переключившись с европейского рынка на российский, выбьет с него наши авиационные компании?. Для них это скорей всего минус, для пассажиров – плюс, поскольку белорусы наверняка предложат выгодные ценовые условия», – размышляет он. Поднимем цены на еду еще выше? Есть еще одна потенциальная угроза для экономики: действия Европейского союза против Беларуси могут затронуть торговлю между Россией и странами Евросоюза: транспортный коридор между Россией и Европой как раз проходит по Беларуси. В результате логистическим оператором придется искать новые маршруты, усложнится доставка товаров, цены на них могут пойти вверх. От изменений в логистике могут выиграть российские порты – промышленным предприятиям Беларуси волей-неволей придется воспользоваться их услугами. Сталь, минеральные удобрения и даже нефтепродукты придется теперь доставлять либо в порты Северо-Запада России, либо Азовско-Черноморского региона. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Белорусский металлургический завод и «Беларуськалий», столкнувшись с трудностями экспорта продукции в Европу, могут заняться демпингом в Россию, подпортив жизнь нашим металлургам и химикам. Одновременно в Европейском Союзе могут поставить барьер на продажу белорусских продуктов питания и они быстро поедут к нам, вытесняя российскую продукцию. Где будут ловить белорусских креветок Существенно могут пострадать фирмы, занимающиеся импортом через Беларусь санкционных товаров (вспомним, знаменитых белорусских креветок и кальмаров). Для них европейские санкции против нее вообще подобны удару под дых. Помучаются и обычные покупатели. «Та «санкционка», которая просачивалась через Беларусь, уменьшится. Отечественные потребители лишатся белорусских креветок, пармезана и хамона. И вообще, инфляционное давление на рынке продуктов питания усилится. Это произойдёт и из-за санкций против Беларуси, и из-за увеличения неопределённости, а значит, увеличения инфляционных ожиданий. И из-за того, что», – говорит Даниил Петухов, преподаватель школы бизнеса «Синергия». По его словам, в бочке дегтя есть ложка меда: при возникновении экспортно-импортных конфликтов Беларусь станет сговорчивее. Если зайдёт речь о приобретении белорусских активов, то шансы на их покупку тоже увеличиваются. Единственный донор Оказавшись в затруднительном положении дел Минск может попросить у Москвы финансовой поддержки, тем самым оказав негативное влияния на пробуксовывающую российскую экономику. «Европейский Союз заморозил предоставление Беларуси экономической помощи, при этом она имеет перед ним большие долги. Единственный для нее вариант рассчитаться по долгам перед Европейским Союзом – попросить денег у России и она ей даст, причем, скорей всего на льготных условиях. Поэтому надо быть готовым к тому, что несколько десятков миллиардов рублей Россия ей фактически подарит», – ожидает Алексей Коренев. Леонид Хазанов с ним солидарен, обращая внимание на то, что Беларусь и без того является должником России. Изыскать же для помощи ей средства в государственном бюджете (который сам нуждается в дополнительных доходах), правительству будет, по меньшей мере, затруднительно – либо надо сокращать какие-то статьи расходов, либо поднимать налоги. Ни того, ни другого оно сделать не сможет – по крайней мере перед выборами. Очевидно одно: в Минске отлично понимают, что Москва была и будет основным политическим и экономическим партнером и ссориться с ней – значит подрубить под корень собственную экономику. Беларусь очень сильно зависит от России, для ее индустрии российский рынок – ключевой. Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева