Войти в почту

Крутой маршрут: как добраться до Киева после закрытия неба Белоруссии?

Теперь до Киева не доведет не только язык, но и транспорт не довезет. Поезда с Украины в Россию не ходят, самолеты не летают, а транзитное авиасообщение, которое проходило через Белоруссию, перекрыто по решению Киева, который распорядился прекратить полеты из-за инцидента с самолетом Ryanair.

Крутой маршрут: как добраться до Киева после закрытия неба Белоруссии?
© Свободная пресса

Остается пользоваться автобусами, которые курсируют не совсем легально, так как любое пассажирское сообщение с украинской стороны закрыто еще с 2015 года.

О том, насколько осложнится жизнь у тех, кто регулярно пересекает границу, рассказывает «Московский комсомолец».

Сообщается, что на Украине легально можно доехать до границы на транспортном средстве, вмещающим в себя до семи человек. Билеты на такие мини-автобусы стоят от одной тысячи гривен (2700 рублей). На нем пассажиров везут до границы и высаживают — границу можно пересечь только пешком. На российской стороне туристов ждет еще один автобус. При этом ожидание очередного автобуса может длиться часами, как и переход границы.

С другой стороны стоит отметить, что самолетами пользовались все же в основном люди с деньгами, едва ли они пересядут на автобусы, просто будут летать через другие страны. Так что для них ситуация вряд ли существенно изменится, разве что поездки станут еще дороже.

Тем не менее мы поговорили с экспертами о том, как разрыв авиасообщения Киева с Минском повлияет на отношения Украины и России.

— Ежедневно через Минск летало несколько рейсов, связывающих Россию и Украину, — напоминает глава Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер. — С осени 2015 года, когда было прекращено авиасообщение между двумя странами, Минск стал главным пунктом пересадки, а компания «Белавиа» стала главным бенефициаром от такой ситуации.

Но в общем потоке людей, которые едут с Украины в Россию, такой комфортабельный, но недешевый путь использовали очень немногие. Пандемия отменила и железнодорожное сообщение, и автобус стал практически основным транспортным средством между Россией и Украиной.

Ежедневно автобусами пользуются тысячи людей. Я часто провожаю друзей в Донбасс со станции Новоясеневская. Рядом стоящие автобусы в Тернополь и Горловку никого не удивляют, и через невзрачную автостанцию проходит куда больше пассажиров, чем через сверкающий аэропорт Минска. А ведь такие автобусы и маршрутки выезжают из Белгорода и Ростова, Воронежа и Краснодара, и еще из множества других городов.

«СП»: — Станет ли отмена авиасообщения с Минском препятствием для тех, кто летал в Россию? Пересядут ли эти люди на автобусы или откажутся от поездок?

— Те, кто летал самолетами, думаю, будут использовать еще более дорогие и длительные авиамаршруты – через Амстердам, Стамбул или Кишинев. Ехать автобусом, который высаживает людей перед пограничным пунктом, а потом тащить свои вещи через километровую нейтральную полосу – удовольствие не для всех.

Но десятки тысяч простых небогатых украинцев будут привычно грузить вещи в автобусные отсеки, и пешком пересекать расстояние между российской и украинской границей, как делали это и раньше.

«СП»: — Кто от всего этого больше пострадает: украинцы или россияне? Кто чаще ездит и с какими целями?

— Конечно, до недавнего времени, до пандемии, поток украинцев в Россию многократно превышал поток россиян на Украину. Это был поток гастарбайтеров, которые ехали на стройки Москвы, Санкт-Петербурга или Казани. На Украину путь россиянам осложняли необходимость приглашения от украинских родственников и ограничения на въезд для мужчин призывного возраста.

Сейчас ситуация существенно изменилась. Для въезда в Россию необходимы основания, которыми могут быть наличие прямых родственников – граждан РФ, въезд на лечение или специальное разрешение на работу.

Разрешение на работу дается очень небольшим числом компаний, приглашение на лечение должно быть оформлено через госуслуги, и только въезд к прямым родственникам является главной причиной для разрешения на въезд в Россию. Теперь уже российская, а не украинская граница, чаще заворачивает приезжих.

«СП»: — А кому ситуация выгодна? Маршрутчикам? Кто-то ведь на этом заработает?

— От закрытия рейсов через «Белавиа» выиграют KLM или Air Baltic, которые сделают пунктами пересадки другие аэропорты, например, Вильнюс или Измир.

На перевозках маршрутчиков или на автобусных рейсах это никак не скажется.

Люди, которые, например, отдыхали на круизных лайнерах, закрытые после пандемии, не переориентируются на палаточные кемпинги для отдыха.

«СП»: — Власти Украины, прекращая авиасообщение с Белоруссией, понимают, что пострадают в первую очередь те, кто летает в Россию? Была ли цель ударить по ним? Инцидент с самолетом в Минске только предлог или нет?

— Любые политические решения украинской власти в первую очередь бьют по населению. Запрет на поставки в Россию оборудования лишил работы сотни тысяч украинцев. Но кого это волнует?

На фоне миллионов людей, пострадавших от конфликта Украины с Россией, усложнение пути полета в Россию немногим состоятельным пассажирам – мелочь, не стоящая внимания.

«СП»: — Насколько подобные препятствия способствуют дальнейшему разделению народов? В век интернета ведь можно общаться, сидя дома, путешествовать можно виртуально…

— Транспортная блокада, отключение электроэнергии Крыму, перекрытые границы – это не неожиданные препятствия, а направленные действия власти по разрыву отношений с Россией.

К сожалению, государственная машина использует все инструменты для манипулирования сознанием и общественным мнением. Не зря же были грубо закрыты сразу три основных оппозиционных телеканала.

Интернет тоже не всесилен. На Украине блокируют множество российских сайтов и медиаресурсов.Youtube и facebook сами сносят неугодные аккаунты и каналы.

Все это приводит к тому, что русофобия заражает все больше умов простых украинских обывателей. И разрыв физических контактов и возможностей беспрепятственно приезжать в Россию все больше влияет на настроения украинцев.

— На самом деле, авиаперелеты через Минск в основном практиковали представители крупных фирм и компаний, или просто украинцы с деньгами, — отмечает главный редактор LIVA.com.ua Андрей Манчук. — После запрета они будут пользоваться пересадками в Турции и в Европе. Основная масса украинских граждан, которые ехали в РФ на работу или по личным делам, пользовались автобусами - и для них положение существенно не изменится.

Поэтому националистические ястребы давно требуют закрыть автобусные рейсы через поребрик — чтобы окончательно разорвать экономические и личные связи.

«СП»: — Кто больше пострадает: украинцы или россияне?

— От блокировки транспортных сообщений с Украины в РФ в основном страдают именно украинцы — потому что они гораздо чаще едут в Россию на работу. Причем иногда надолго, или навсегда. 409,5 тысячи украинцев получили российское гражданство только в течение прошлого коронавирусного года. И это не только жители Донбасса.

«СП»: — Повлияет ли эта ситуация на дальнейший разрыв отношений между нашими народами?

— Безусловно, украинские националистические политики считают приоритетом разрыв человеческих и социально-экономических связей между Россией и Украиной, призывая свести отношения с Москвой до минимума и до нуля. Но это малореально — украинцы и россияне все равно контактируют друг с другом в глобальной сети, несмотря на цензурный запрет российских сайтов и соцсетей. А пограничные барьеры преодолеваются даже в коронавирусную эпоху - потому что люди ищут рабочие места, стремятся встретиться с близкими и друзьями. Больше того, не секрет, что многие едут сейчас в Россию ради прививок - так что запретная политика местами даже создает новые предлоги для таких путешествий.