Овечкин здесь больше не живет. Ностальгический визит корреспондента «Советского спорта» в Юрмалу
Вчера, как я и обещал, сделал вылазку в Юрмалу и прошелся по местам былого коллапса. Откуда с позором бежала восвояси дружина Владимира Крикунова, проигравшая в овертайме четвертьфинала ЧМ-2006 чехам.
Пятнадцать лет назад никаких пузырей, разумеется, не было, а потому большинство сборных разместились в роскошном спа-отеле «Лиелупе» на берегу Рижского залива. До пляжа от гостиницы метров 150 – не более. Крикунов в сосновом пролеске там порой проводил зарядку. Многие сборники бегали вдоль моря по собственной инициативе. Божественное местечко.
Вот туда, до станции «Булдури», с рижского вокзала я и отправился. Огромный железнодорожный терминал поразил своей пустынностью, а ведь это было воскресенье с прекрасной теплой солнечной погодой. До какой конечной искать электричку? В каком направлении ехать? Никаких карт или указателей. Равно как и автоматов по продаже билетов. В дальнем углу вокзала обнаружил-таки кассы, но работало лишь одно окошко.
- Мне, пожалуйста, до «Булдури». Туда и обратно.- 2,93 евро, - ого, скидка аж в пять центов за два конца.- Не подскажите, когда поезд?- В 14:00, через семь минут.
Ныряю в подземный переход. Никаких табло в нем нет. Нахожу нужный путь. Ого! Вот на этом музейном экспонате я и поеду?! Однако! Хотя чему тут удивляться, если по Риге еще вовсю бегают чешские трамвайчики «Татра» выпуска годов так 80-90-х. Не знаю, функционирует ли еще знаменитый на весь СССР Рижский вагоностроительный завод, но продукцию он поставлял планетарного качества. Его электрички просто неубиваемые! В той, в которую сел я, разве что внутри все переделали – оборудовали в каждом вагоне отсеки для велосипедов, а также вместо общих лавок установили мягкие персональные сидения.
Трогаемся! В путь. Все-таки приятно прокатиться по памятным местам. Кстати, на вокзале, кроме моей электрички, не было ни одного поезда. Мог где-то стоять, например, экспресс Рига – Москва, но сообщение с Россией приостановлено до лучших времен.
По ходу я понял, почему такое внимание велосипедистам. Параллельно железнодорожным путям прямо до Юрмалы проложили велодорожку, которая в этот замечательный денек пользовалась у горожан особой популярностью. На велопрогулку рижане отправились семьями.
Полчаса пролетели незаметно. Вот и «Булдури». За 15 лет тут ничего не изменилось. Только кафешка при станции, где, помнится, наливали вкуснейшее пиво, закрыта. Не понял – то ли в выходные не работает, то ли пандемия постаралась. Зато на противоположной стороне от перрона по-прежнему в относительной сохранности скульптурная композиция советских времен: мальчик и девочка, очевидно – пионеры, играют с добрым псом. По-видимому, когда-то это был фонтан, а струя била из пасти собаки – сейчас из нее торчит четвертинка от водки, а юным ленинцам пообрубали руки…
Но куда мне идти? Помню, что нужно забирать вправо и пройти мимо большого торгового центра, где российская пресса ввиду ласковых цен предпочитала подкрепляться после посещений лагеря сборной.
Ничего не понимаю. Что это?! На месте палаток и лавок – тотальная разруха. Сам центр, судя по заколоченным входам и окнам, многие из которых разбиты, давным-давно приказал долго жить. Жаль. Отличное было заведение. Пандемия, как мне объяснили аборигены, тут не при чем. Просто спрос упал до такой степени, что предприятие банально обанкротилось. Проза капитализма…
Зато «Лиелупе» в полном порядке. Этот белоснежный десятиэтажный отель, аки корабль в океане, виден издалека. Огороженная территория в девственной чистоте, везде изумрудные газоны в лучших английских традициях. На флагштоках национальные стяги Латвии, Литвы, Эстонии. В 2006 году тут висел и наш триколор, и белорусское знамя, которое Батька вернул республике из времен БССР. Какие мы тогда были наивные! Как искренне любили. Как верили в себя. Кто мог представить, что «во втором тайме» мы будем выступать под олимпийским флагом, а государственный белорусский на улицах Риги вообще окажется под запретом!
Да, особенно тогда был молод Саша Овечкин. В 20 лет он провел уже свой третий чемпионат мира – и вновь до финала не добрался. Только сенсационный новичок НХЛ на прощание согласился пообщаться с журналистами. Это было раннее утро, сборная спешила в аэропорт на утренний рейс. О чартерах, как сейчас, в ту пору и мечтать не смели. Александр по традиции вышел в сланцах и белоснежной майке:
- Уважаемая пресса, я прошу вас об одном: не ищите негатива, ни о ком не пишите плохо. Поверьте, мы сделали все, что смогли.
Мне-то это было ясно изначально. Но, к сожалению, среди репортеров всегда хватало гнусных навозных жучков-мух, сознательно ищущих грязь и мерзопакостность.
А еще мне запомнилось, как у рецепции туда-сюда носился тогдашний тренер Ови в «Вашингтоне» Глен Хэнлон. Он на ЧМ-2006 возглавлял сборную Белоруссии и увлеченно руководил погрузкой в автобус. При этом из рук канадец не выпускал… Никогда не догадаетесь – что? Планшетку хоккейного поля! Ту самую, на которой рисуют, как играть в большинстве/меньшинстве.
Что-то мне напоследок сказал и Владимир Васильевич. Что-то стандартное, потому что в памяти не отложилось. По-моему, извинился перед болельщиками, что так рано покидают чемпионат. Среди них, кстати, был сатирик Михаил Задорнов. У него был дом в Юрмале по соседству со сборной. Как-то его пригласили выступить перед ребятами, мэтр с радостью согласился. Я тоже был на том закрытом концерте на седьмом этаже «Лиелупе». Все чрезвычайно душевно получилось.
Но вот вещи и баулы загружены в автобусы. Все игроки, тренеры, персонал в сборе. Можно трогаться в путь. Помахал нашей команде вслед: встретимся через год на Ходынке! Спустя пару минут на только что бурлящей, разноязычной парковке - мертвая тишина. Будто все это было мираж.
Точно такую же умиротворенность и благодать я ощутил и вчера. И так же, как 15 лет назад, с чувством честно выполненного долга зашагал к берегу. К вылечивающему все хвори сказочному воздуху Балтики. Присел на пляже – и мгновенно окунулся в бесконечную нирвану. Как в 2006 году…