Авиадебоширы не спрячутся от российского правосудия в других странах
Российские авиаперевозчики смогут разбираться с буйными пассажирами по нормам отечественного права вне зависимости от того, в какой стране зарегистрирован их самолёт. Это позволяет протокол с поправками в Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов. Закон о присоединении России к этому документу вступает в силу 22 июня.
Сама Конвенция была подписана в 1963 году в Токио, в 1988 году к ней присоединился СССР. Она определяет порядок действий экипажа в случае, если во время полёта пассажир совершит уголовное преступление или какое-то действие, угрожающее безопасности самолёта, других людей или имущества. Также документ затрагивает случаи, когда пассажиры просто нарушают общий порядок и дисциплину на борту.
До этого Конвенция предполагала, что преступления на борту самолёта относятся к юрисдикции той страны, где он зарегистрирован (государство регистрации). Поправки к ней позволят привлекать к ответственности буйных пассажиров также странам, в которых самолёт совершает посадку либо в которых базируется сама авиакомпания (эксплуатант). При этом государство посадки будет обязано учитывать, считаются ли действия пассажира преступлением в государстве эксплуатанта.
Большинство импортных самолётов, которые используют российские авиакомпании, взяты в лизинг за рубежом. Как правило, такие суда внесены в реестры этих стран. Весной этого года Росавиация поднимала вопрос о перерегистрации самолётов в России, хотя это было связано с техническими вопросами: за лётную годность судов отвечает как раз государство регистрации.
Практическую пользу от поправок к Конвенции, к которым присоединилась Россия, разъяснил первый зампредседателя Комитета Госдумы по международным делам Юрий Олейников во время рассмотрения законопроекта в Госдуме 25 мая этого года. В пример он привёл инцидент с россиянином Сергеем Кабаловым, который устроит пьяный дебош и избил проводника на борту самолёта «Когалымавиа» в 2013 году. Рейс следовал из Москвы в Хургаду, и после посадки полиция Египта почти сразу отпустила россиянина, не проведя никаких следственных действий. Дебошир скрывался от российского правосудия в разных странах, в итоге его задержали в Белоруссии. Протокол о поправках закроет этот правовой пробел.
«Речь идёт и о возможном аресте, и о последующем взыскании ущерба. Это существенно расширяет возможности по поддержанию должного порядка и дисциплины на борту самолётов гражданской авиации», — резюмировал Олейников.
Поправки к Конвенции также уточняют виды запрещённого поведения на борту самолёта. К ним теперь относятся нападение на членов экипажа или угроза таких действий, а также отказ пассажира следовать законным указаниям командира воздушного судна.
Кроме того, уточняются критерии, по которым самолёт считается находящимся в полёте. Ранее полёт наступал с момента включения двигателей для взлёта и до окончания пробега при посадке. В новой версии Конвенции время полёта начинается с момента закрытия всех внешних дверей воздушного судна и до момента открытия любой из них для выгрузки. При вынужденной посадке самолёт считается находящимся в полёте до тех пор, пока компетентные органы не примут на себя ответственность за воздушное судно.
Напомним, в июне 2018 года в России вступил в силу закон, позволяющий авиакомпания вести «чёрные списки» авиадебоширов. В него могут включить нашумевшего гражданина только на основании постановления суда по административному или уголовному делу. Участнику такого списка могут отказать в перевозке, если только он не летит на лечение или похороны. Спустя год человека исключают из «чёрного списка».
Как отмечал Юрий Олейников, в 2019 году было зафиксировано свыше десяти тысяч случаев противоправного поведения в самолётах. В 2020 году их число сократилось на треть — разумеется, не в последнюю очередь это связано с ограничениями полётов из-за эпидемии.