Деньги и выборы решают все: почему Россия открыла Турцию
Открытие авиасообщения с Турцией и еще восемью странами с 22 июня стало приятным сюрпризом для туристической отрасли и россиян, которые бросились покупать туры в Анталью и другие курортные регионы. При этом решение нельзя назвать ожидаемым – даже представители турсферы думали, что откроется Турция не раньше августа или сентября.
Тем не менее внутренняя ситуация в стране, очевидно, внесла свои коррективы в планы руководства. В России неожиданно для властей, как они сами признали, началась третья волна коронавирусной эпидемии. 21 июня было зафиксировано 17,3 тысяч новых случаев. В то же время в Турции заболеваемость уже несколько недель назад взяли под контроль. 20 июня было зарегистрировано чуть более 5 тысяч новых заражений.
Кроме того, отдельной проблемой стала ситуация на российском курортном юге. Еще несколько недель назад в Ростуризме предупредили, что возможности регионов принимать гостей достигли максимума, качественных номеров для размещения отчаянно не хватает, что приводит к дефициту и росту цен. Недавние потопы в Крыму еще сильнее ухудшили ситуацию. Также туроператоры не могли удовлетворить отложенный спрос и рассчитаться с долгами перед клиентами, некоторые из которых купили туры еще в прошлом году.
После открытия Турции, как ожидается, отдохнуть в этой стране смогут около миллиона россиян в месяц. Это позволит разгрузить Краснодарский край и Крым, а туроператорам погасить часть своих многомиллиардных долгов (а это не менее 20 млрд руб). Более того, как сообщили представители отрасли, в преддверии открытия Турции начали снижаться цены и на путешествия по другим направлениям, в том числе российским, которые пользовались ситуацией и завышали чеки.
В общем, экономическая подоплека этого решения вполне понятна. А ведь есть еще и политическая. На фоне жары, роста цен, общей не лучшей экономической ситуации и геополитической нестабильности россияне, лишенные не только излюбленного турецкого отдыха, но и более-менее приемлемого внутрироссийского (лежание в несколько слоев на сочинском пляже по цене пятизвездочного турецкого all-inclusive вряд ли можно назвать приятным времяпрепровождением), могли начать и закипать к осени. А на начало осени у нас намечены выборы в Госдуму, на которые «Единая Россия» возлагает очень большие надежды.
Но насколько оправдано в текущей эпидемиологической ситуации, которая все быстрее выходит из-под контроля, вместо того, чтобы ужесточать ограничительные меры, наоборот, открывать границы, чтобы вернувшиеся туристы могли завезти к нам очередные штаммы вируса?
Иммунолог, кандидат медицинских наук Николай Крючков считает, что сегодня на турецких курортах может быть безопасней, чем на российских, и переживать о росте заболеваемости из-за возобновления авиасообщения нужно, скорее, Турции, чем нам:
- С учетом текущей эпидемиологической ситуации открытие Турции – вполне оправданное решение. Картина и по смертям, и по заболеваемости там стала лучше, чем в России, недели три назад. Напомню, что на пике в Турции регистрировалось выше 700 случаев на миллион населения в сутки, это очень много. Поэтому на тот период закрытие страны было абсолютно правильным. Я тоже выступал за это, несмотря на то, что у многих сгорели туры, в том числе у меня самого.
Теперь же открытие этой страны вполне логично. Другой вопрос в том, что с учетом нашей эпидситуации Турции может быть менее интересно принимать жителей России у себя, потому что они несут большую опасность. Но выравнивание по соотношению штаммов в наших странах уже произошло. У нас везде распространен индийский штамм, и в этом плане особых рисков нет, так как мы уже получили все, что могли.
Что касается европейских стран, их открытие еще более безопасно, потому что там и уровень вакцинации высокий, и меры соблюдаются, и коллективный иммунитет накоплен. Там также индийский штамм вытеснил даже британский, но благодаря этим фактором эпидпроцесс развивается не очень активно. Там почти не растет число тяжелых госпитализаций и смертность. У нас ситуация хуже, чем в Европе. Опять же, тут вопрос в том, оправдано ли для европейцев возобновление сообщения, но это уже их дело. Сомневаюсь в том, что они будут принимать большие турпотоки из России. Турция же заинтересована в наших туристах, поэтому, конечно, будет их принимать.
«СП»: - То есть риски завезти новые штаммы не высокие?
- Конечно, чем больше популяция, которая обменивается штаммами, тем более вероятно появление новых мутаций. Но и в России большое население в крупных городах, и в Европе с Турцией живет немало людей. Не думаю, что открытие сообщения кардинально ускорит этот процесс, потому что сейчас индийский штамм уже распространился.
Мы надеялись замедлить его проникновение в страну, но сделать этого совершенно не удалось. Штамм оказался настолько агрессивным, а санитарные меры – не эффективными, что остановить его не получилось даже на месяц-полтора. Сейчас на него приходится 90% новых случаев, и мы выровнялись с Европой и Турцией.
«СП»: - Поможет ли открытие Турции улучшить эпидемиологическую ситуацию на российском юге?
- Еще две-две с половиной недели нестабильная ситуация с ростом заболеваемости будет в крупных городах. А что касается курортов, то там эти пики будут сдвинуты в будущее недели на две-три. Соответствующие службы должны быть готовы к тому, что там будет мощная вспышка.
Не знаю, как можно соблюдать противоэпидемические меры в этих регионах. Маски там традиционно не носят, социальное дистанцирование не работает. Даже прямые солнечные лучи не сильно мешают распространению вируса в условиях скученности и отсутствия ветра.
Этим регионам нужно ограничить въезд потенциально зараженных людей, то есть ужесточить проверки на въезде в регион. Также нужно ввести ограничения не вакцинированных и не переболевших, соблюдать нормы по количеству людей в ресторанах и других общественных местах. Понятно, что все хотят заработать, но ради этого получить многомесячную проблему не правильно. Но одно дело говорить, а другое - реально делать.
Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что открытием Турции российские власти убивают сразу несколько зайцев, причем как внутри-, так и внешнеполитических:
- Это продуманное решение, связанное как с усилиями министерства туризма и руководства Турции в целом, которые доказывали, что страна готова принять российских туристов, так и с внутренними причинами. Для нашего центра принятия решений важно, что Турция – популярное направление для миллионов граждан, и отдых там – это рост социального самочувствия, а запрет на этот отдых, напротив, ведет к его снижению. А последнее нецелесообразно в преддверии выборов.
Кроме того, нельзя забывать и о геополитическом аспекте. Сегодня у Москвы не самые простые отношения с Анкарой. Мы видели реакцию руководства России на намерения Турции открыть военную базу в Азербайджане, которому она содействовала и во время последнего карабахского конфликта. При этом нас связывает немало проектов – мы строим в Турции атомную электростанцию «Аккую», у нас есть и газопровод «Турецкий поток», торгово-экономические отношения, покупка российских нефтекомплексов, которая вызывает недовольство США.
У нас достаточно сложные и запутанные отношения, но для того, чтобы договариваться лучше, когда взаимозависимость растет, чем когда она сокращается. С теми же США у нас практически нет торгово-экономических отношений, что отражается на отношениях политических. С Турцией же логика Кремля проста - иногда ее нужно наказывать, если есть за что, а иногда нужно пытаться сделать от нас более зависимой, чтобы спорные вопросы можно было с учетом всего комплекса отношений. Российский туризм в Турцию улучшает наши переговорные позиции.
Поэтому решение вполне понятно. Во-первых, важно не огорчать россиян перед выборами, а, во-вторых, отношения с Турцией во многом будут зависеть от того, какие выгоды и преференции стороны получают друг от друга. Анкаре наши туристы нужны, иначе она бы не прилагала такие усилия, чтобы их вернуть. Угроза в любой момент закрыть выезд россиян – это тоже инструмент давления.
Мы прекрасно понимаем, что полноценные союзнические отношения с Турцией у нас не получатся. Это страна НАТО, у нее есть свои интересы на Кавказе, она поддерживает Украину и не признает Крым нашим. Но, с другой стороны, нашему руководству легче иметь дело с Анкарой в силу похожести режимов.
После новостей об открытии военной базы в Азербайджане я написал, что теперь Турцию откроют не скоро. Но уже на следующий день прозвучало заявление Голиковой, и я рад, что ошибся. Я считаю мудрым то, что наше руководство не стало становиться в позу и связывать одно с другим. Напротив, было решено открыть сообщение, предполагая, что и в будущем нужно будет решать массу важных вопросов, и это станет еще одним рычагом давления. Открытием Турции наши власти убивают двух зайцев сразу – и делают подарок россиянам, и укрепляют связь с Анкарой. А пока между нами есть развитые торгово-экономические отношения, серьезной эскалации не будет.