2.07 - 01.08 Фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities

Фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities приглашает жителей шести городов России по-новому взглянуть на привычные городские пространства через дополненную реальность (AR) с 2 июля по 1 августа. Для этого зрителю нужен только смартфон.

2.07 - 01.08 Фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities
© Antenna Daily

Интегрируя AR-объекты в невидимую цифровую инфраструктуру городов, фестиваль Rosbank Future Cities переосмысляет традиционное понятие паблик-арта как искусства в городской среде.

Тема фестиваля Rosbank Future Cities 2021 года – «Города будущего»

Пять молодых художников – Кирилл Макаров, Ян Посадский, Digital Object Alliance (Саша Пучкова и Анна Леонова), Софья Скидан, Анна Таганцева-Кобзева – создали для фестиваля уникальные AR-объекты. Куратором основной программы выступил Никита Нечаев. Основная программа фестиваля Rosbank Future Cities была создана в результате размышлений о том, как в современных условиях инженерное сотворчество и искусство решают проблему разобщенности людей.

Фестиваль Rosbank Future Cities проходит в сотрудничестве с культурными институциями в Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и с их помощью призван объединить жителей этих городов вокруг цифрового искусства.

Институциональными партнерами фестиваля стали Ельцин Центр в Екатеринбурге, ЦСИ «Типография» в Краснодаре, новое культурное пространство «Терминал А» в Нижнем Новгороде, музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске, Севкабель Порт в Санкт-Петербурге, ММОМА и Институт «Стрелка» в Москве. Институции определили список локаций для размещения AR-объектов в городах.

Чтобы увидеть работы, достаточно иметь с собой смартфон

Чтобы увидеть работы, достаточно иметь с собой смартфон, зайти на сайт фестиваля rosbank.futurecities.art и построить маршрут до локации с AR-работами художников. В каждой локации на сайте доступен аудиогид, где художники сами рассказывают о своих работах. Зрителя, прошедшего весь маршрут, ожидает приятный бонус –– билет на площадку институционального партнера фестиваля.

«Доверие»,

Так, Кирилл Макаров (Санкт-Петербург) в своей работе «Доверие» указывает на тип взаимоотношений, основообразующий для социального поля, но недостающий — схлопнутый и исключенный через слой цифровых платформ и недоступность языка больших данных.

Мост, как одновременно объединяющий и контролирующий инфраструктурный объект, выбран типом локации для его работы. Художник выбрал для размещения своей работы: Макаровский мост (Екатеринбург), Мост Поцелуев (Краснодар), Виноградовский мост (Красноярск), набережная Канавинского моста (Нижний Новгород), Воробьевы Горы (Москва), Синий мост (Санкт-Петербург).

«Памятник всему», Ян Посадский

Гибридный «Памятник всему» Яна Посадского (Воронеж), генерируемый нейросетью из собранной базы данных фотографий памятников в российских городах, предлагает исследование при помощи машинного зрения памятников как властных образов, организующих публичное пространство.

Идея локаций для работы «Памятник всему» заключалась в выборе мест, где раньше были памятники, но впоследствии они были снесены: Лодочная станция (Екатеринбург), Фонтан у здания Заксобрания (Краснодар), Площадь Мира (Красноярск), Парк Кулибина (Нижний Новгород), Музеон (Москва), Фонтанка 132 (Санкт-Петербург).

«What is hidden does not need to be hidden», Софья Скидан

Digital-скульптура Софьи Скидан (Ухта / Москва) –– «What is hidden does not need to be hidden» –– предлагает исследовать практики цифровой медитации и замедлении в перенасыщенной информацией городской среде. Аудиогид, записанный художницей, предложит способы переориентации себя в пространстве, перенасыщенном техногенной средой.

Работа Софьи расположена в рекреационных зонах городов: Набережная «Динамо» (Екатеринбург), Парк Краснодар (Краснодар), Памятник Лошади (Красноярск), Сквер Свердлова (Нижний Новгород), Зарядье (Москва), Севкабель Порт (Санкт-Петербург).

«Невыносимая бесконечность быть подключенным к сети», Digital Object Alliance

Коллектив Digital Object Alliance (Москва) рассматривает цифровую инфраструктуру через одно из самых невидимых ее проявлений — проводов: «Невыносимая бесконечность быть подключенным к сети» при помощи цифровой поэзии создает маркер внимания не только для меняющегося ландшафта, но и для вопроса об экономической и культурной стабильности внутри отдельно взятого места.

При выборе локаций коллектив Digital Object Alliance искал перспективы с открытым небом: Октябрьская площадь перед Драмтеатром (Екатеринбург), Парк «Краснодар» (Краснодар), Коммунальный мост (Красноярск), Большая Покровская 15 (Нижний Новгород), Парк Горького (Москва), Канонерский мост (Санкт-Петербург).

«Пыльца», Анна Таганцева-Кобзева

«Пыльца» Анны Таганцевой-Кобзевой (Санкт-Петербург / Москва) –– это переосмысление информационных потоков и цифрового наблюдения, баз данных и «облачных технологий».

Локации, выбранные для работы Анны, сочетают в себе природное и техногенное: Фонтан «Шар» (Екатеринбург), набережная около Моста Поцелуев (Краснодар), Левобережная набережная (Красноярск), Набережная Федоровского (Нижний Новгород), Красный Октябрь (Москва), Новая Голландия (Санкт-Петербург).

Также в официальном аккаунте фестиваля в инстаграме (@futurecities.art) 2 июля появится маска художницы Анны Таганцевой-Кобзевой, которая обыгрывает замысел ее работы «Пыльца», тему нейросетей и автоматического распознавания лиц.

 Арт-прогулка с Санкт-Петербурге

Маршрут будут дополнен экскурсионными турами от гида Ольги Набоковой. Туры будут проходить каждую неделю.

Маршрут по Санкт-Петербургу

Севкабель Порт (работа Софьи Скидан «What is hidden does not need to be hidden») Новая Голландия (работа «Пыльца» Анны Таганцевой-Кобзевой) Синий мост (работа Кирилла Макарова «Доверие») Фонтанка 132 (работа «Памятник всему» Яна Посадского) Канонерский мост (работа Digital Object Alliance «невыносимая бесконечность быть подключенным к сети»).

Дискуссионная программа

10 июля 2021

Основную программу фестиваля дополняют дискуссионная и LIVE программы, объединяющие темы урбанистики, устойчивого развития и цифрового искусства в серии дискуссий и аудиовизуальных перформансов.

Фокус дискуссионной программы – исследование понятия «гибридный город», существующий одновременно между цифровым и физическим пространствами. Куратор программы –– Вадим Смахтин.

В «Севкабель Порту» 10 июля в 17:00 состоится круглый стол на тему «Как цифровые объекты формируют новую экологию города?» о дополненной реальности в городе при участии художников Кати Брыскиной и Марины Музыки, звукохудожника Бориса Шершенкова, куратора Ольги Вад. Модератор –– Вадим Смахтин. Вход свободный, количество мест ограничено, необходима регистрация на по ссылке: https://sevcableport.timepad.ru/event/1691538/ Продолжит дискуссию круглый стол «Цифровые артефакты: NFT-объекты в городской среде» в 19:00. Участники дискуссии: со-основатель галереи “СТЫД” Саша Генералова, медиа-художник и куратор Виктор Кудряшев, исследователь Вадим Смахтин, со-основатель Collab и СEO Mubert Алексей Кочетков. Модератор –– Алина Батичкова. Вход свободный, также необходима регистрация по ссылке: https://sevcableport.timepad.ru/event/1690586/

18 июля 2021

18 июля в 10:30 на Набережной Севкабель Порта пройдет перформативный практикум «a place where time flows, not accumulates between impending reality and permanent possibility» на набережной Финского залива с художником Софьей Скидан. Художница предлагает опыт проживания телесно-ориентированной практики, погружающее зрителя в сгущенные настоящие. В сложном меняющемся мире с множеством истин, правд/пост-правд и интенсивностей нам иногда нужна остановка (убежище), в ходе которой мы можем обратиться к себе на ином уровне. Вход свободный, количество участников ограничено. О регистрации на перформанс будет объявлено отдельно в соц сетях фестиваля и Севкабель Порта.

LIVE программа

LIVE программа фестиваля станет местом пересечения двух слоев — виртуального и физического. Местные художники исследуют взаимодействие города и цифровой среды посредством аудиовизуальных перформансов и инсталляций. Кураторы LIVE программы: Денис Астахов и Наталья Гостева.

В Санкт-Петербурге на выходные с 10 по 11 июля на территории «Севкабель Порта» от коллектива медиа-художников TUNDRA будет представлена аудио-визуальная инсталляция ROW*.

*ROW (в переводе с англ. — ряд) — это способ структурирования данных, который применяют в самых разных сферах от математики до музыки. Современная городская среда пронизана неуловимыми для человеческих глаз электромагнитными волнами. Ряды данных парят в воздухе, преобразуясь в символы, слова и предложения, которые, в свою очередь, пытаются транслировать нашу речь, наши мысли и чувства.

Инсталляция ROW интерпретирует возможность визуализации этих сигналов при помощи установленных в ряд LED вентиляторов, которые вращаясь, создают голографический эффект парящих в воздухе структур, за управление которыми отвечают генеративные алгоритмы. Инсталляции коллектива Tundra используют технологии как инструмент для трансформации окружающего пространства в динамическое полотно, способное погрузить человека в альтернативный контекст восприятия реальности.

Маршруты и расписание дискуссионных и LIVE программ в Санкт-Петербурге и других городах доступны на сайте rosbank.futurecities.art.

rosbank.futurecities.artИнстаграм#rosbankfuturecities