Вслепую над скалами: самые опасные и несчастливые аэропорты мира
Заходя на посадку в этих воздушных гаванях, пилоты рискуют каждый раз. В мире существует несколько воздушных гаваней, которые носят звание «чрезвычайно опасных». Зайти на посадку сюда могут только опытные пилоты, но без происшествий все равно не обходится. Пятое место. Аэропорт Принцессы Юлианы Аэропорт Принцессы Юлианы, остров Святого Мартина. Взлетная полоса начинается практически на пляже. Для пилотов это большая проблема. «В аэропортах, в которых граничит море и суша, очень часто идет смена направления температуры. Поэтому, держа нормальную скорость, будь готов к тому, что она вдруг либо провалится, либо увеличится… И посадки на таких аэродромах достаточно сложные. Туда нужно применять ювелирную, будем говорить, технику пилотирования», — отметил заслуженный пилот России Виктор Саженин. Самолеты, заходящие на посадку в аэропорт Принцессы Юлианы, часто пролетают всего лишь в десятках метров над головами у туристов. Ветер на пляже Махо в этот момент достигает скорости 180 километров в час. Многие специально приходят сюда, чтобы мужественно противостоять воздушным потокам. Впрочем, не всем удается. Четвертое место. Аэропорт острова Барра Аэропорт острова Барра в Шотландии. Взлетно-посадочная полоса находится не рядом с пляжем, а прямо на нем. Во время приливов он закрывается. Чтобы принять самолет ночью, по песку протягивают светоотражающие ленты, а местность освещают автомобильными фарами. Третье место. Аэропорт Гисборн Аэропорт Гисборн. Новая Зеландия. Это единственный аэропорт в мире, где самолет может столкнуться с поездом. Прямо посреди взлетно-посадочной полосы проходит действующая железная дорога, по которой регулярно движутся грузовые составы. Иногда лайнерам приходится кружить в воздухе, пока они не проедут. Второе место. Аэропорт владения Британии Гибралтар Здесь взлетно-посадочную полосу пересекает автомобильная дорога. И подобное решение – не каприз проектировщика. Владение Британии Гибралтар находится на крохотном полуострове в Средиземном море. Площадь – менее 7 квадратных километров. Сама «взлётка» зажата между водным пространством и испанской бухтой Альхесирас. Если пилот промахнется, самолет утонет. Первое место. Аэропорт имени Тенцинга и Хиллари Непальский аэропорт имени Тенцинга и Хиллари – самый опасный в мире. «Самый сложный аэропорт — это, конечно, который находится в горах или в этих районах. Потому что сами по себе горы резко осложняют схему захода, ограничивая возможности для взлета и посадки. И тем самым повышается цена ошибки», — отметил авиаэксперт Дмитрий Дрозденко. Пилоту нужно умудриться посадить самолет на очень короткую – чуть более 500 метров – полосу, расположенную под углом 12 градусов на высоте почти 3 тысячи метров над уровнем моря. С одной стороны она зажата скалой, с другой – обрыв. Именно отсюда альпинисты начинают восхождение на Эверест. Летать в аэропорт имени Тенцинга и Хиллари могут только опытные пилоты, прошедшие специальную сертификацию, но даже у них случаются осечки. «Слепой» аэропорт и крупнейшая катастрофа Канарские острова. Аэропорт Тенерифе-Северный. Небольшая воздушная гавань рядом с популярными курортами. Раньше это место называлось по-другому – Лос-Родеос. Пилоты недолюбливают его за туман. Взлетно-посадочная полоса находится в ложбине. «Аэропорт находится между двумя горами, там, действительно, постоянно меняется погода. То есть этот туман, который там сгущается над ВПП и над самим аэропортом, конечно, препятствует нормальной работе аэропорта», — отметил исследователь аномальных явлений Александр Ларионов. В этих условия видимость может упасть с нескольких километров до 50 метров буквально за несколько минут. Однако спроектирован Лос-Родеос был достаточно удобно и в отличие от фигурантов нашего рейтинга опасным никогда не считался. Безмятежные пассажиры и не догадываются, что это место имело дурную славу. 3 декабря 1972 года при взлете потерпел катастрофу испанский лайнер, погибли 155 человек. На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в истории Испании. 25 апреля 1980 года в Лос-Родеосе разбился английский «Боинг», погибли 146 человек. Это крупнейшая катастрофа в истории авиации Великобритании. 27 марта 1977 года на Тенерифе случилась крупнейшая в мировой истории авиакатастрофа. На взлетно-посадочной полосе столкнулись два «Боинга 747». Погибло 583 человека. Поражает не только число жертв, но и совершенно невероятные обстоятельства произошедшего. Удивительно, но обоих самолетов вообще не должно было оказаться на Тенерифе. Однако в тот день в крупнейшем аэропорту Канарских островов произошел теракт. Взорвали бомбу в зале ожидания. ЧП обошлось без жертв, но на всякий случай воздушную гавань закрыли. Никто и не мог подумать, к каким страшным последствиям это приведет. Единственной гаванью, которая могла принять широкофюзеляжные самолеты, оказался Лос-Родеос – небольшой аэропорт с одной взлетно-посадочной полосой. Самолет компании Pan American имел достаточно топлива, чтобы наматывать круги над островом Гран Канария и ждать, когда власти откроют аэропорт, где и планировали сесть изначально. Однако диспетчер настаивал: немедленно приземляйтесь в Лос-Родеосе, что и было благополучно сделано. Авиасудно отправили на дозаправку. В конце аэропорта разрешения на взлет ждал нидерландский борт. Лайнер Pan American, заполнив бак, выкатился ему навстречу, чтобы все-таки добраться до первоначального пункта назначения. Он должен был свернуть на рулежную дорожку, однако не вписался в поворот. «Как такая бандура может развернуться, допустим, на четвертую рулежку. Это разворот на 135 градусов. Это очень большой самолет. Кто видел «Боинг 747» или «А380 Эйрбас». То есть это машины одного порядка, они реально огромные», — сказал Дмитрий Дрозденко. Американский лайнер направился к следующей рулежной дорожке. Тем временем нидерландский борт начал движение по полосе ему навстречу – он шел на взлет. Как потом выяснится, у диспетчера аэропорта, который руководил действиями летчиков, был сильный испанский акцент. Реплики в эфире накладывались друг на друга. И пилоту нидерландского борта показалось, будто ему дали разрешение на взлет, хотя его всего лишь спрашивали о готовности. «Он ему давал условия для выхода — после взлета набираете какой-то эшелон и разворачиваетесь вправо на курс такой-то до захвата радиала такого-то. После взлета. А он говорит, что мы взлетаем, он это сделал без разрешения», — пояснил Виктор Саженин. Самолеты приблизились друг к другу вплотную, один успел немного приподняться над землей, но катастрофы было уже не избежать. Фюзеляж американского «Боинга» разворотило. Голландский борт упал на полосе в 150 метрах от точки столкновения. Оба лайнера загорелись. «Перегруз аэропорта, плохой английский диспетчера, несообразительность экипажа, туман. То есть все сложилось просто в кучу, и два этих обстоятельства сошлись в одной точке, где столкнулись два «Боинга 747» — самых огромных на тот момент самолета пассажирских на планете», — сказал Дмитрий Дрозденко.