Войти в почту

Как туризм ЮАР переживает пандемию

Туристическая индустрия в Южной Африки

Как туризм ЮАР переживает пандемию
© ТВ БРИКС

страдает от продолжающейся пандемии COVID-19. Журналисты TV BRICS поговорили с экспертами по ЮАР о ситуации с туристическим бизнесом в стране и прогнозах на 2022 год.

«В 2018 году туризм приносил бюджету ЮАР 130 миллиардов рандов (более 650 миллионов рублей – прим.ред.), или 3% от всех бюджетных доходов. В индустрии работали около 4,5 миллиона человек, но в 2020 году пандемия почти убила туристический сектор»,

– сказала российский профессор-африканист

Ирина Филатова.

По ее словам, посещаемость Южной Африки иностранными гостями упала на 70%. Если 2018 году было примерно 15,5 миллиона гостей, то в 2020 году – по разным подсчетам, от 3 до 5 миллионов посетителей. Большинство из них – гости из других африканских стран.

«Европейских туристов почти не было, а ведь именно они приносят основные капиталы. Европейские туристы селятся в дорогих отелях, посещают дорогие рестораны и т.д. Поэтому в турбизнесе сильно упали доходы и выросла безработица»

, – считает Филатова.

Правила для туристов в связи с пандемией

Сотрудники одного из российских туристических агентств заявили, что туры в Южную Африку сейчас продаются, и с 11 ноября 2020 года ЮАР открыта для туристов из всех стран. При въезде в аэропорту необходимо предоставить отрицательный

ПЦР-тест на COVID-19

, сделанный не позднее, чем за 72 часа до вылета.

Но с 1 февраля 2021 года в ЮАР действуют особые ограничения. Председатель Ассоциации соотечественников в ЮАР

Олег Пантюхин

сообщил TV BRICS, что к ограничительным мерам относятся:

- комендантский час с 23:00 до 4:00;

- продажа алкоголя разрешена с понедельника по четверг с 10:00 до 17:00;

- обязательное соблюдение социальной дистанции и масочный режим;

- рестораны и бары закрываются в 21:00.

Как туризм функционирует в июле 2021 года?

Вышеуказанные меры отпугивают туристов. Самые смелые начали приезжать только в начале 2021 года, большинство из них – туристы из соседних стран. Половина отелей закрыта, потому что туристического потока нет.

«Вся индустрия была практически убита, уже больше года нет никакого бизнеса. В мире царит полная неопределенность, локдауны то вводят, то отменяют, поэтому люди не могут нормально планировать свои отпуска и путешествия. Группового туризма сейчас практически нет, есть только индивидуалы»

, – рассказал СЕО компании ABC Africa Travel and Tours

Виктор Кузнецов.

Глава Ассоциации соотечественников в ЮАР

Олег Пантюхин

отметил, что последние пять лет основной поток туристов был из Китая. Они приезжали группами даже по 300-500 человек.

«Но сейчас границы Китая закрыты, и бизнес от этого очень страдает»

, – сказал эксперт.

Он отметил, что среди

российских туристов

больше популярны индивидуальные туры. В 2021 году, когда закрыли Кению и Танзанию, многим уже купившим путевки людям пришлось поменять направление на ЮАР.

Пантюхин добавил, что в Южной Африке сейчас зима. Ночью температура может падать до 3 градусов, а днем держится около 16. Поэтому сюда приезжают в основном бизнесмены или владельцы недвижимости.

Туристический бизнес держится на плаву за счет внутреннего туризма, который сильно расширился из-за

эпидемиологической ситуации в мире

.

«На Рождество и на Пасху все было забито на побережье Индийского океана, но местные туристы в основном не пользуются услугами отелей, они снимают жилье у частников»

, – рассказал глава Ассоциации соотечественников Пантюхин.

Сферы туризма, которые пострадали больше всего

Очень сильно в туристическом бизнесе пострадали звериные фермы – знаменитые южноафриканские заповедники.

«Заповедник поддерживать трудно, нужны рабочие. Если нет доходов, то нечем платить зарплаты рабочим. Также сильно пострадала винная индустрия. Некоторые заповедники и винные фермы закрылись навсегда. Также закрылись очень многие маленькие рестораны. Видимо, у них просто не было значительных накоплений, а поддерживать себя они никак не могли»

, – поделилась африканист Филатова.

До сих пор закрыты этнические деревни, где проходили представления, танцы африканских племен. Закрыта почти половина музеев, добавил глава Ассоциации соотечественников в ЮАР.

В целом, турбизнес стал избавляться от своих работников.

,

«Фирмы стали максимально сокращать работников, которых можно заменить машинами или вообще ничем не заменить. Даже те дорогие рестораны, которые сохранились и где всегда было очень высокое качество обслуживания, избавились от высококвалифицированных официантов и стали нанимать каких-то местных людей без опыта, которым они явно платят меньше»

, – считает профессор.

«Это касается, в первую очередь, иностранцев-зимбабвийцев»,

– добавила она.

Они продолжают работать, но вся их зарплата уходит на то, чтобы прокормить себя и отправить остаток денег на родину, а сами они живут на улице, образуя так называемые «неформальные поселения».

«Ситуация такова, что многие компании просто закрыли свои двери без сохранения содержания сотрудников. Какие-то компании продолжают платить страховки, но не платят зарплату, какие-то полностью или частично сократили своих работников. Государство практически не поддерживает индустрию»,

– добавил СЕО Кузнецов.

Страна вина

По статистике, туристы в ЮАР ежегодно потребляют почти 50% всего южноафриканского вина, в туркомпаниях предлагают даже «винные маршруты» – программы, в которых акцент делается на поездки на винзаводы и виноградники. Но в 2020 году

во время локдауна

власти ввели сухой закон с запретом на всю алкогольную и табачную продукцию. Этот запрет продлился около 4 месяцев. Сейчас его сняли, но все же продажу алкоголя ограничивают: его можно купить только с понедельника по четверг с 10 до 17 часов.

«Это привело к тому, что многим туристам стала не интересна поездка в ЮАР»,

– считает профессор Филатова.

Как только проходят какие-то слухи о возможности новых запретов, сразу выстраиваются гигантские очереди. Вино здесь раскупает местная публика, плюс оно по-прежнему активно экспортируется за рубеж, отметил владелец турагентства

Виктор Кузнецов.

«К сожалению, не обходится без потерь, и некоторое количество небутилированного вина приходится сливать… Но все же винодельческая индустрия в ЮАР достаточно сильна, поэтому, я думаю, что большинство фирм выживет», –

прокомментировал эксперт.

Вакцинация в ЮАР

На данный момент в ЮАР вакцинировали всего около 2 миллионов человек.

«Это очень маленькая цифра для 55-миллионного населения. «Спутник» уже 4 месяца ожидает сертификации, пока в стране есть только Pfizer и Johnson & Johnson, которых не хватает»

, – рассказал эксперт Пантюхин.

Профессор Филатова рассказала, что приоритетная

вакцинация в стране

предназначена только для медработников и людей старше 60 лет, но на самом деле еще далеко не все люди из этих категорий вакцинировались. Многих не приглашают на вакцинацию из-за нехватки препаратов.

«Люди потоком бросаются туда, где это делают без записи. Я, например, вакцинировалась в неформальном поселении, куда прислали вакцину Johnson & Johnson для того, чтобы ее протестировать, в частности, на ВИЧ-инфицированных и беременных. Но они не хотели вакцинироваться, и тогда туда прибежал народ из Кейптауна»

, – поделилась профессор.

Прогнозы экспертов на будущее южноафриканского турбизнеса

К концу ноября 2021 года в Южной Африке начнется «лето» –

туристический сезон

.

«Основные надежды у нас на 2022 год. Акции крупных туристичесих компаний сейчас хоть и медленно, но растут»

, – комментирует СЕО компании ABC Africa Travel and Tours Виктор Кузнецов.

Эксперт также прогнозирует рост цен, поскольку большинству компаний, которые все-таки остались на плаву, за более чем годовой период бездействия придется как-то компенсировать свои потери.

«Несмотря на то, что валютной инфляции в стране не наблюдается, ценовая инфляция, однозначно, есть. Цены авиабилетов, отели - все растет. Даже в нормальное время в туристической индустрии годовая инфляция была примерно 10%, сейчас, возможно, будет выше»,

– спрогнозировал Кузнецов. Он рассказал, что надеется на положительное развитие событий в 2022 году.

Олег Пантюхин

считает, что цены могут расти из-за инфляции доллара.

«Нам бы давно пора ввести свою валютную систему БРИКС, которая работала бы между нашими странами, чтобы рубль проходил напрямую на местные валюты, а не был привязан к доллару или к евро»

, – резюмировал эксперт.

Фото: pixabay.com, unsplash.com