Войти в почту

Волге хотят вернуть статус главного круизного бренда

В 2021 году спрос на речные круизы среди россиян вырос на 50-60 процентов. В итоге, речные путешествия стали одним из самых востребованных продуктов на туррынке,сообщила директор Ассоциации туроператор России Майя Ломидзе на пресс-конференции в мае этого года. При этом, качество сервиса на круизных судах, зачастую, остаётся на уровне 90-х годов прошлого века. Как сделать речные круизы более современными обсудили в Совете Федерации 7 июля. Там рассмотрели две инициативы Астраханской области, которая претендует на статус круизной столицы России.

Волге хотят вернуть статус главного круизного бренда
© Парламентская газета

Волга ещё раз впадёт в Каспийское море

Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин направил в Совет Федерации предложение принять национальную стратегию развития реки Волги с учётом всплеска международного круизного туризма по Каспийскому морю.

Интерес региона к этой теме не случаен. Астрахань должна стать отправной точкой новых международных круизных маршрутов. В первую очередь, речь идёт о водных путешествиях по Волге в Каспийское море и обратно — с заходом в Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Иран.

Масштабный выход в Каспий планировали начать ещё в 2019 году со спуском на воду первого российского лайнера «Пётр Великий». Однако, строительство судна всё время затягивается. Теперь его обещают закончить в 2022 году — к 350-летию рождения Петра I.

Однако, дело не только в лайнере. Уровню таких круизов не соответствует и инфраструктура многих российских городов, через которые они должен пройти, отметили на совещании в Совете Федерации представители круизного бизнеса.

«На Каспийском море два города — Махачкала и Дербент — через которые проходит маршрут, — рассказала в комитете Совета Федерации по социальной политике представитель одной из российских круизных компаний Светлана Гончарова. — В одном нет пассажирского причала, в другом — хорошей наземной инфраструктуры».

Даже в тех городах, где инфраструктура есть, она не адаптирована для иностранцев, отметила на заседании министр культуры и туризма Астраханской области Ольга Прокофьева. При этом именно на путешественников из-за рубежа и делаются главные ставки на новом маршруте.

Для более активного строительства портовой и сопутствующей инфраструктуры необходимо принять национальную стратегию развития реки Волги с учётом развития международного круизного туризма по Каспийскому морю, озвучила в Совете Федерации предложение астраханских властей Ольга Прокофьева.

«Национальная стратегия предполагает выделение средств на создание инфраструктуры, — поддержал астраханцев председатель экспертного совета по туризму комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Федулин. — Кроме того, считаю, что нам нужен брендовый маршрут по Волге, потому что эта река сегодня незаслуженно забыта».

География и история с борта теплохода

 На том же совещании в Совете Федерации власти Астраханской области представили ещё одну инициативу — об организации образовательных водных маршрутов для школьников и студентов.

Сегодня развитие детского и молодежного туризма является одной из важнейших государственных задач, напомнила Ольга Прокофьева. Образовательные круизы могут иметь большое патриотическое значение. Кроме того, такие путешествия можно привязать к отдельным школьным дисциплинам, предположила чиновница.

«Исторически города России располагалась по берегам крупных водных объектов. Важнейший из них для нашей страны — это река Волга. Сегодня на берегах реки располагаются 15 субъектов, все они могли бы стать участниками нового водного образовательного маршрута», — считают астраханские власти.

Большой опыт познавательного туризма был накоплен в Советском Союзе. При этом большинство таких круизов традиционно проходили через Астрахань. Так, в советские годы сюда заходили до 350 теплоходов в сезон, причём половина их пассажиров были дети и молодежь, напомнила Ольга Прокофьева.

Участники заседания, в том числе, представители Ростуризма, Минтранса и Минпросвещения, идею поддержали и обещали помощь в разработке и подготовке такой программы. А одна из российских круизных компаний даже заявила о намерении запустить такой пробный маршрут уже этим летом.

«В этом году мы хотим протестировать первый детский маршрут, — рассказал в Совете Федерации Ришат Багаутдинов. — Для этого мы хотим пригласить на безвозмездной основе группы детей из Нижегородской и Астраханской областей, чтобы посмотреть, как они воспринимают такое путешествие».

При этом авторы инициативы также обратили внимание на необходимость субсидирования таких путешествий за счёт государства. Сейчас круиз по Волге на семью их трёх человек стоит несколько сотен тысяч рублей, сообщила Ольга Прокофьева.

Стратегический вопрос

Предложения астраханцев заслуживают внимания и нуждаются в поддержке, отметил на совещании представитель региона в Совете Федерации Александр Башкин. При этом, такие инициативы должны иметь не региональный, а федеральный статус, считает сенатор.

«Это, конечно, тема не только Астраханской или любой другой области. Это должен быть федеральный бренд, как Золотое кольцо или Серебряное ожерелье», — сказал парламентарий.

Напомним, согласно государственной Стратегии развития туризма до 2035 года, объёмы круизного туризма в России планируется увеличить вдвое. Для этого намерены создать условия для интенсивного обновления флота и обслуживающей его инфраструктуры: портов, а также автомобильных дорог и железнодорожных путей.

По данным Российской палаты судоходства, на момент принятия Стратегии в 2019 году в стране эксплуатировалось около 100 круизных теплоходов. Средний возраст флота составлял 40 лет, при этом 50 теплоходов имели возраст старше 60 лет, остальные — от 30 до 45 лет. Для сравнения тогда же в Европе речной круизный флот насчитывал 346 судов и являлся самым большим в мире.

Кстати, лидерство по числу судов и перевозок за последние 120 лет неоднократно было и за нашей страной. Например, в 1907 году Россия имела самый большой речной флот в мире. А в 60-е годы прошлого века по мощности судов и масштабу речных перевозок Волжское судоходство занимало второе место в мире, а по числу судов с механическими двигателями — первое место.