Икорка с душком и пять копеек сверху

Газета «Вечерняя Москва» с читателями уже почти 100 лет. Долгие годы она была и путеводителем, и всезнающим «Справочным бюро». Эта рубрика давала читателям уникальную возможность получить ответы на важные вопросы. Накануне векового юбилея редакция вспоминает, что волновало жителей Москвы в разные годы.

Икорка с душком и пять копеек сверху
© Вечерняя Москва

Редакция «Вечерки» и служба «Справочного» не раз становились на защиту москвичей от хитрых и изобретательных мошенников.

Высший сорт контрафакта

Почти век назад, 14 июля 1926 года, в редакцию «Вечерки» пришло письмо от читателя, представившегося «Вас.Кор». В нем он сообщал об объявившемся на улицах столицы мошеннике, «с виду ломового, иногда артистически играющего роль пьяного, который предлагает вам купить «самую лучшую» паюсную икру в фирменной коробке или «высший сорт» чая в красненькой обложке за ничтожную цену». Продавец, по словам читателя, суетлив и очень спешит, поэтому, заключив якобы очень выгодную для покупателя сделку, тут же исчезает. Покупатель же обнаруживает дома подделку, так как чай не заваривается, а икра оказывается не икрой, а чем-то совершенно несъедобным.

Этого торговца контрафактом неоднократно видели в разных районах Москвы, и лишь благодаря публикации этой истории в номере «Вечерней Москвы» стражи порядка смогли установить личность гастрономического мошенника и арестовать его.

Бизнес на пяти копейках

18 мая 1926 года «Вечерка» опубликовала заметку «Странное нововведение». В ней репортер обратил внимание властей и читателей на установленный неподалеку от бывшего Александровского вокзала «ларек-кассу» по продаже билетов.

Она ничем не отличалась от всех прочих точек продажи железнодорожных билетов, за исключением одного: стоимость проезда в ней была выше, чем в остальных, на целых 5 копеек. Деньги не очень большие, но на них можно было купить буханку хлеба. Редакция подняла вопрос — на каком основании производятся поборы в этой одной отдельно взятой кассе? На публикацию отреагировал целый Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). Там заявили, что ведомство строжайше запрещает устройство любых городских касс у вокзалов, и пообещали редакции «снять кассу» в ближайшее время.

Однако спустя месяц, в номере от 17 июня 1926 года, в рубрике «Наша почта», то есть в довоенной предшественнице «Справочного бюро» , было напечатано сообщение читателя, в котором сообщалось, что, несмотря на запрет и распоряжение НКПС, «городская станция у Белорусского вокзала еще и поныне работает и продолжает взимать с пассажиров лишние пятачки».

Спустя еще два дня, 19 июня 1926 года, в «Справочном» напечатали ответ Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги, которая сообщала, что «открытие московской горстанцией предварительной продажи билетов со взиманием 5 копеек комиссионных с билета вполне законно». То есть хозяева кассы отказались исполнять распоряжение комиссариата. «Вечерка» не отступила: «Ввиду того, что М.-Б.-Б. ж.д. вообще отрицает существование распоряжения НКПС о закрытии этой кассы, сообщаем для сведения этой дороги, что еще 21 мая текущего года заместитель начальника центрального управления ж.д. транспорта НКПС тов. В. Шухов послал телефонограмму М.-Б.-Б. ж.д., в которой срочно предписывалось закрыть ларек-кассу на площади». И только после этого кассу, промышлявшую незаконными сборами «пятачков», удалось прикрыть.