Абхазский коллапс: власти хотят много туристов, а Москву просят открыть госпитали
Абхазия снова обратилась за помощью к России, чтобы остановить распространение коронавируса. Медики Южного военного округа развернут госпиталь на 150 коек. Это свидетельство того, что своими силами Абхазия с пандемией снова не справляется.
Однако ни вводить жесткие ограничения для туристов, ни закрывать курортные учреждения в Стране души не спешат. И продолжают грезить об огромных туристических рекордах, которые в итоге могут обернуться страшными эпидемическими последствиями.
Нет препаратов, вакцина только ожидается
Достаточно взглянуть на данные республиканского оперштаба, чтобы убедиться: ситуация с коронавирусом в Абхазии продолжает стремительно ухудшаться. Начиная с 23 июня не было ни одного дня, чтобы выявлялось менее 100 инфицированных, а, судя по динамике, скоро эта цифра перевалит за 200.
Общее число случаев заражения приближается к 22 тысячам: то есть, по официальным данным, заболеваемость к небольшой республике является одной из самых высоких на постсоветском пространстве.
Летальных случаев уже 307. Быстро увеличивается и число госпитализированных: если на начало июля в стационарах лечилось 84 человека, то сейчас их уже 169.
Вызовом для системы здравоохранения остаются те, кто лечится дома – уровень санитарных знаний по-прежнему очень низок. Есть и люди, которые принципиально отказываются тестироваться.
Медики работают на пределе возможностей: коечный фонд близок к исчерпанию, врачи сутками не выходят из «красных зон», несмотря на царящую в Абхазии небывалую жару. В главном ковидном госпитале в Гудауте не хватает врачей.
Министр здравоохранения Абхазии Эдуард Бутба заверяет, что среди туристов из России есть инфицированные коронавирусом (правда, точных цифр не называют). Правда, если у них подтверждается заболевание, они спешат уехать на лечение в Россию. Есть и те, кто уезжает лечиться в Грузию. Хотя абхазские клиники, по закону, оказывают помощь при коронавирусе всем – и бесплатно.
Дельта уже давно пришла на море
Цифры заболеваемости и смертности свидетельствуют, что в республике уже распространились новые штаммы коронавируса (например, дельта). Но более точной информации нет – слишком мало проводится генетических исследований. ПЦР-лаборатория также работает не на полную мощность: не хватает реактивов.
Все из-за плачевного и нищенского состояния здравоохранения. Медики, например, отмечают, что в республике есть колоссальный дефицит препаратов, которые используются для лечения тяжелых пациентов с ковидом – это моноклональные антитела «Актемра» и «Артлегия».
Власти республики крайне недовольны и темпами вакцинации. Прививаться абхазы могут только российским препаратом «Спутник V», первая партия вакцины включала лишь 6500 доз, а новая партия пока лишь ожидается.
Президент Аслан Бжания, который в пятницу побывал в Москве и встретился с куратором республики – заместителем главы президентской администрации Дмитрием Козаком – заверил что вакцина вот-вот поступит. Но когда именно это будет? А ведь Абхазия по меркам России – крошечный субъект, а то и средних масштабов город. Почему же сложно обеспечить доставку вакцины.
Отменили скачки и концерты, а туристов – нет
Во время «второй волны» коронавируса в октябре прошлого года Россия уже направляла в Абхазию медиков Южного военного округа. В Сухуме был развернут полевой госпиталь, который позволил стабилизировать ситуацию в стране. Так же решили поступить и сейчас: президент Аслан Бжания объявил, что он договорился с российскими властями о повторной отправке мобильного госпиталя.
То есть очевидно, что своими силами справиться с коронавирусом абхазские власти не могут. Министр здравоохранения Бутба и главный санитарный врач Людмила Скорик заявляют, что в республике необходимо максимально ужесточать антиковидные ограничения.
Правда, пока что ограничились тем, что депутаты парламента обратились к президенту Бжания с предложением закрыть детские сады, а также запретить массовые мероприятия.
Массовые мероприятия (скажем, фестиваль «Хибла Герзмава приглашает» или скачки на Пицундском ипподроме) действительно отменяются, проводятся рейды по соблюдению масочного режима в общественном транспорте, но всего этого недостаточно. С 12 июля в Абхазии официально не работают учреждения культуры.
Президент заперт в «ковидной» ловушке
Абхазская оппозиция, медики и общественные деятели уверены, что самым эффективным способом остановить стремительное распространение инфекции было бы введение жестких ограничений в туристической сфере. Кивают на Краснодарский край, где о таких жестких ограничениях было объявлено губернатором Вениамином Кондратьевым еще в конце июня.
Так что у курортно-туристической отрасли было предостаточно времени, чтобы подготовиться. Однако слишком сильно оказалось желание заработать на туристах в Абхазии (да, как, впрочем, и в Крыму), где от введения ограничений наотрез отказались.
Президент Аслан Бжания оказался в «ковидной» ловушке. С одной стороны, нужно заботиться о пополнении казны, которая зависит от туристической отрасли. С другой стороны, нужно не испортить отношения с Россией, жители которой и обеспечивают основной турпоток на абхазских курортах. Да еще и о здоровье населения заботиться надо. А как на трех стульях усидишь?!