Войти в почту

Научиться ходить под парусом и устроить гонки на квадроциклах: пять причин посетить Финский залив

Санкт-Петербург стоит на берегу Финского залива. Официально это часть Балтийского моря, но соли здесь всего девять процентов. Из-за пресности многие скептики петербургский залив морем не признают, но с географией не поспоришь. И есть как минимум пять причин отдохнуть на Финском заливе. О них мы расскажем в новом выпуске программы «Пять причин остаться дома».

Научиться ходить под парусом и устроить гонки на квадроциклах: пять причин посетить Финский залив
© Мир24

Причина №1. Примерить «прославленные башмаки» в Зеленогорске

Зеленогорск – небольшой курортный городок, когда-то по-фински он назывался Терийо́ки, что означает «смоляная река». Сюда из Петербурга отправляются сорок электричек в день, довозят меньше, чем за час. Все дороги в Зеленогорске ведут к морю через центральный парк. Встречает отдыхающих памятник Георгию Вицину в образе героя из «Женитьбы Бальзаминова». Скульптуру поставили в год 90-летия актера, ведь он здесь родился.

Когда-то по аллеям этого парка гуляли и художник Валентин Серов, и писатель Салтыков-Щедрин, и поэт Александр Блок. Петербуржская интеллигенция на побережье Финского залива строила дачи – манил морской воздух.

В память о творческих дачниках установили «прославленные башмаки». Уйти в них, конечно, никуда нельзя, но вот примерить и сфотографироваться – можно. Тем более говорят: кому ботинки придутся впору, у того исполнится желание. Правда, для этого нужен 47-й размер ноги. А еще башмаки помогают определиться с выбором пути: рядом компас и указатели – сколько километров до разных городов.

Современных отдыхающих радует мини-зоопарк – тоже на берегу залива. Звездочка здесь – альпака по имени Пломбир, ему три года. Гость из Южной Америки совсем не конфликтный и не опасный, поэтому его можно покормить и погладить.

Пляж в Зеленогорске называется Золотой. Он из мелкого сверкающего песка, комфортен – есть раздевалки, бесплатные туалеты и душевые кабины с теплой водой. Вдали небо сливается с морем.

Причина №2. Научиться управлять яхтой

Яхт-школ в Ленинградской области не меньше, чем автошкол. Можно освоить новую профессию и стать шкипером или для начала записаться на пробное занятие. Каждый выход в море начинается с главного – поднятия паруса. По-морскому этот парус называется грот, есть еще стаксель – ближе к носу. Вставить ползуны в ликпаз, растравить риф-шкетель – это даже выговорить сложно, на первом занятии ничего не понятно. Зато вы точно усвоите, что управление яхтой – дело командное. Шкипер у штурвала – раздает указания.

Чтобы яхта шла прямо, нужно ориентироваться по колдунчикам: проще говоря, это такие кружочки с ниточками, которые находятся на парусе. Если ниточки параллельны друг другу, значит судно идет ровно.

«Яхта в обычных условиях из-за ветра никогда не может перевернуться, потому что у нее внизу, под корпусом, есть киль – противовес. Он весит примерно треть от веса яхты», – объясняет директор яхтенной школы Алексей Побат.

Чтобы стать шкипером с документами, в среднем нужно полтора месяца – три недели теории и 17 дней практики. Тогда можно брать яхты в аренду и самостоятельно бороздить моря и океаны даже в других странах.

Причина №3. Пройтись по темным коридорам «Графа Милютина»

Еще одна причина отдохнуть на Финском заливе для любителей истории. Форт «Граф Милютин» – одно из 19 защитных укреплений Кронштадта. Посетить его можно свободно, добраться – только по воде, от Кронштадта порядка двух километров. Форты начали строить еще при Петре I, чтобы защитить Петербург с моря. Но дальность стрельбы орудий постоянно повышалась, и укрепления, увы, быстро становились неактуальными. В XIX веке при Александре II появился самый современный на тот момент «Граф Милютин».

«Это первая бронебашенная батарея в России. Идея была в том, чтобы взять башню от броненосца и поставить ее на форт. Соответственно, здесь это было впервые реализовано», – рассказывает экскурсовод Михаил Малыхин.

Башен было шесть. Они стояли на том месте, где сейчас макеты пушек. Снаряды летели со скоростью 385 метров в секунду на дистанцию свыше пяти километров. «Особенность башен была в том, что они могли стрелять на 360 градусов. То есть за минуту паровая машина ее полностью прокручивала», – говорит Малыхин.

Снаряды поднимали наверх с помощью специальной конструкции. Она сохранилась только на этом форте и еще действует. Груз на тележках закатывали на площадки и попеременно поднимали.

Коридоры форта называются потерны, они узкие и темные. Общая длина всех – около 120 метров. Солдаты в них ориентировались легко. 260 человек проводили здесь все время, кроме зимы. В холодную пору оставались только дежурные. Жили в казармах: офицеры спали на кроватях, остальные на нарах – до сих пор сохранились дыры от креплений.

К слову, «Граф Милютин» был передовым даже по части гигиены.

«На северных фортах у нас такая «замечательная» конструкция, когда все падает в воду и уплывает к нашим коллегам-финнам. На «Милютине» же сделали немножко по-другому. Здесь, во-первых, есть такие замечательные конусообразные унитазы, на тот момент – вполне современная хорошая конструкция. И здесь все попадает в воду не сразу. Существует специальная песчаная «подушечка», которая позволяет это все фильтровать», – рассказывает Михаил Малыхин.

В 50-х годах прошлого века все орудия с «Милютина» сняли, крепость без присмотра разрушалась. И только в 2017-м житель Петербурга за свои средства взялся форт восстанавливать – планирует открыть историко-культурный центр.

Причина №4. Побывать в «стеклянном» доме Ильи Репина

В гости к Илье Репину приезжали Горький, Шаляпин, Бунин, а по средам мог прийти кто угодно, даже без приглашения. Раньше над домом поднимали голубой флаг – это означало, что мастер ждет всех.

Илья Репин назвал свою усадьбу «Пеанты» в честь римских богов – покровителей домашнего очага. Дом вблизи Финского залива удивлял гостей хулиганским стилем. Больше чем наполовину он стеклянный. Репин проектировал его сам, так чтобы внутри было больше естественного света. В такой творческой постройке не могло обойтись без сюрпризов. В прихожей гостей встречала только табличка: «Самопомощь! Снимайте пальто и калоши сами! Открывайте дверь в столовую сами!» Оставалось только ударить в гонг и тем самым оповестить хозяев. Самопомощь вообще была девизом Репинского дома. Прислуги не было даже за обедом. Гости вращали середину круглого стола и сами брали еду, грязную посуду убирали в ящики. Места распределялись по жребию. Кому доставался первый номер, тот становился председателем – сидел на самом красивом стуле и следил, чтобы никто никому не помогал. Кто проштрафился, поднимался на трибуну и рассказывал смешную историю.

«Очень любили подводить под нарушение правил Корнея Ивановича Чуковского. Он был человеком высоким и, кроме того, очень остроумным. Когда он забирался на эту трибунку, то уже было смешно – он сгибался в три погибели», – рассказывает сотрудник музея «Пенаты» Юрий Балаценко.

После обеда Репин вел всех на второй этаж. Здесь любимое место художника – мастерская. Гостям показывал новые картины. Сегодня можно увидеть последний автопортрет Ильи Ефимовича и его изобретение. В последние годы Репин писал с помощью большой палитры, которую придумал сам. Дело в том, что с возрастом у художника ослабли мышцы на правой руке, поэтому кисть он держал в левой, а палитру крепил на поясе.

Поселок, где жил художник, носит имя мастера – Репино. Здесь он провел последние 30 лет. Свой дом завещал Российской академии художеств, а похоронить себя просил рядом – в можжевеловой роще.

Причина №5. Устроить гонки на квадроциклах и увидеть залив с высоты

Кататься на квадроциклах вблизи Финского залива весьма популярно у жителей Петербурга. Ведь так можно рассмотреть природу с ветерком.

«Когда мы едем на квадроцикле, мы заезжаем в те места, в которые на обычной машине или пешком зайти достаточно трудно. Можно увидеть, например, лося, лягушку, ландыши, которых в городе тоже нет», – рассказывает инструктор-механик Владимир Никитченко.

За руль таких четырехколесных можно с 16 лет. Инструктаж занимает всего 15 минут. Главное – разобраться, как трогаться и тормозить. Средняя скорость – 40 километров в час. Если соблюдать правила, поездка будет безопасной.

Любители активного отдыха катают в радиусе километра от залива. Маршруты разные: кто-то просит больше грязи, кто-то хочет увидеть ручьи, кому-то надо побыстрее и побольше ям и кочек. Также можно доехать до смотровой площадки и взглянуть на Финский залив с высоты.