Через пять лет Россия может обогнать Турцию и Египет по уровню курортов
Пандемия привела к увеличению турпотока внутри России, но, отдохнув на Родине и попробовав отечественный сервис, многие отпускники высказали недовольство им, усиленное ещё и высокими ценами на путёвки. Чтобы решить эти проблемы, нужно привлечь в отечественный турбизнес как можно больше инвесторов, уверены авторы законопроекта о создании туристических территорий, предложив ввести для их резидентов налоговые и другие льготы. Об этом «Парламентской газете» рассказал глава думского Комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи Борис Пайкин.
- Борис Романович, что сейчас происходит с туризмом в России?
- Мы наблюдаем всплеск интереса к внутреннему туризму, и на это, конечно, своё влияние оказала пандемия. Люди, по сути, заново открывают для себя страну. Помимо привычного Черноморского побережья, большим спросом пользуются Карелия, Золотое кольцо России, Башкирия, Алтай, Байкал. За первое полугодие 2021 года по нашей стране успели совершить путешествие 25 миллионов человек. Это почти допандемийный уровень. Восстановление туристической отрасли идёт быстрее, чем, к примеру, в странах Европы.
Но, помимо природных красот, люди хотят сервиса на определённом уровне. Проблема в том, что на протяжении десятилетий внутренний туризм был малопривлекателен для инвесторов. В результате многие объекты туриндустрии устарели. И сегодня мы пожинаем плоды многолетней ориентации на внешний туризм: цены на туры по России высокие, а сервис не отвечает требованиям туристов. Конечно, есть исключения — например, горнолыжные курорты Красной Поляны вполне соответствуют мировому уровню. Это говорит о том, что у российского внутреннего туризма есть большой потенциал. На государственном уровне стоит задача создать для его развития благоприятные условия.
- Как вы оцениваете эффективность программы кешбэка?
- Она, безусловно, очень успешна. Даже в сложном для туристического бизнеса 2020 году люди, участвующие в программе туристического кешбэка, потратили 6,5 миллиарда рублей на путешествия по стране и получили обратно 1,2 миллиарда. Российские регионы за счёт программы стимулирования внутренних туристических поездок получили около 13 миллиардов рублей. Так что этот механизм зарекомендовал себя как очень эффективный.
- Как можно стимулировать развитие наших курортов и повысить их уровень?
- Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», который уже начал работать, предусматривает инструменты для развития отрасли. Приоритетным направлением Стратегии развития туризма до 2035 года является пространственное развитие туристских территорий со специальным режимом работы.
На наш взгляд, для реализации всех идей и целей, заложенных в нацпроекте и стратегии, необходимо вносить соответствующие изменения в законодательство, создавать такие территории, на которых будут действовать специальные режимы и меры государственной поддержки инвесторов. Интересы бизнеса должны быть защищены, равно как и интересы государства, которое заинтересовано в туризме как в драйвере экономики и развития территорий.
- Что это даст турбизнесу и людям?
- Турбизнесу это даст импульс для развития, а людям — современные, отвечающие их требованиям условия для путешествий и отдыха. Надо понимать, что такие территории формируются для создания развитой туристической инфраструктуры, строительства отелей разной звёздности. Всё это позволит сформировать конкуренцию, которая, в свою очередь, ведёт к повышению качества сервиса и снижению цен на туры. Цены снижаются не по указу сверху, а в результате конкуренции, внутреннего развития отрасли.
Задача нацпроекта — создать в России курорты, которые будут успешно конкурировать с Турцией и Египтом. Там инфраструктуру создавали десятилетиями. У нас более амбициозная задача — проделать этот же путь за 5-10 лет.
- Когда будет внесён законопроект?
- В настоящее время законопроект находится в работе. Мы готовим его вместе с регионами и федеральными органами исполнительной власти. При Комитете Государственной Думы будет создана рабочая группа по доработке этого документа. Думаю, мы внесём его в осеннюю сессию.