Не счесть сокровищ в каменных пещерах Гиндукуша?
Движение «Талибан» * рассчитывает на помощь России и соседних государств в восстановлении Афганистана. Об этом заявил представитель движения Сухейль Шахин.
Он напомнил, что у Афганистана давние отношения с соседями, включая Россию, которые власти страны намерены продолжать и укреплять.
«Мы надеемся, что они будут участвовать в восстановлении Афганистана», - сказал он РИА Новости.
Мировое сообщество пока определяется с отношением к происходящему в Афганистане, а соседи озабочены вопросами безопасности, однако тема сотрудничества обсуждается все активнее.
Эксперт клуба «Валдай» Фархад Ибрагимов считает, что сейчас России следует внимательно присматриваться к первым серьезным действиям талибов после того, как они окончательно укрепят власть и приступят к процедуре юридического признания на международной арене:
- Задача «Талибана» – проявить себя максимально аккуратно, зарекомендовать себя как надежных партнеров, с которыми можно иметь дело. Собственно, талибы и сами как раз к этому стремятся, вопрос в том, не возникнет ли в ближайшем будущем серьезных противоречий между военным и политическим крылом «Талибана»? Учитывая, что каждая из группировок захочет тянуть одеяло на себя, дабы продемонстрировать, кто власть в Кабуле, может возникнуть довольно сложная ситуация.
Тем не менее, если талибы будут готовы вести себя последовательно, и на деле все будет выглядеть так, как сейчас они декларируют, то нам будет интересно принять достаточно активное участие в восстановлении Афганистана. Здесь позиция Москвы может исходить исключительно из соображений безопасности и устойчивости центральноазиатского региона, который входит в зону наших интересов.
Сейчас американцы в ауте, следовательно, за архитектуру безопасности, соответственно, и за восстановление Афганистана как такового могут взяться китайцы, тем более, что Пекин готов кооперировать с талибами.
С точки зрения того, можем ли мы пожалеть о вложенных средствах и силах, то, разумеется, не исключаю и такого варианта событий, поскольку вложения и инвестиции – это в любом случае риск, поэтому стоит провести детальный анализ относительно того, как могут повести себя талибы в краткосрочной и среднесрочной перспективах, какие действия могут предпринять китайские партнеры и как это отразится на наших интересах в регионе Центральной Азии.
«СП»: - Зачем России, учитывая политическую нестабильность в стране, участвовать в восстановлении? Не придется ли потом жалеть о вложенных средствах и силах?
- Ситуация достаточно сложная, трудно предсказать, как она может измениться. Однако тот факт, что талибы готовы идти на контакт с нами, приезжают в Москву, взяли на себя охрану нашего посольства, заявляют, что у них с нами «отличные отношения» и вообще рассчитывают на нашу помощь – уже говорит о многом. Талибы – люди достаточно прямолинейные. Если бы они нас рассматривали как противников, то они бы обходились дежурными фразами, за которыми нет ничего существенного. Здесь же совершенно иная риторика, направленная на нормализацию взаимоотношений. Да и сами талибы видят и понимают, что принес их стране Советский Союз в свое время и с чем оставил, и что натворили за 20 лет американцы. Даже сравнивать не нужно.
После стольких лет войны и внутриполитической нестабильности, фактически все отрасли промышленности были разрушены. Напомню, что строительство газопровода из Туркмении через территорию западного Афганистана в Пакистан в конце 1998 года было заморожено также из-за неустойчивой политической обстановки. Сам по себе Афганистан славится своим сельским хозяйством, животноводством. Также не стоит забывать и о наличии доказанных неиспользованных запасов полезных ископаемых на сумму более чем в 1 трлн долларов. Если страна станет безопасной и станет привлекательной для инвесторов, то уже можно будет строить и современные предприятия в сфере сельхоза, а там уже как пойдет.
«СП»: - Возможна ли кооперация со странами Средней Азии, Китаем и др.?
- Кооперация со странами Центральной Азии возможна, однако все зависит от желания республик. Все они крайне настороженно относятся к режиму талибов, их можно понять, для этого есть все основания. Поэтому сотрудничать на афганском поле в принципе мы можем, вопрос желания и времени. Опять все упирается в то, насколько талибы проявят себя благоразумно и последовательно.
Независимый экономический эксперт Леонид Хазанов заметил, что источников доходов у талибов в разоренной войной стране немного — поборы с бизнеса и простых людей, контроль за выращиванием и продажей опийного мака:
- Однако у талибов могут быть, как ни странно, интересы в сфере добыча полезных ископаемых — в недрах Афганистана есть месторождения соли, нефти, медной и железных руд, золота, поделочных и драгоценных камней.
Естественно, талибам они очень нужны, и наверняка они уже подмяли под себя добычу золота, хорошо продающегося по всей Азии. Еще в поле их зрения находится добыча лазурита, крупных месторождений которого не больше десятка в мире. Одно из них Сар-э-Сангв как раз находится в афганской провинции Бадахшан. Качество его лазурита непревзойденное и ценится он очень дорого.
Сейчас же талибы ведут бои в провинции Панджшер и им крайне важно ее захватить, так как она — центр добычи изумрудов и гранатов, и они смогут наложить на нее свою лапу.
Еще существует проект прокладки газопровода из Туркменистана через Афганистан и Пакистан в Индию. Его длина должна была составить 1,7 тыс. км, мощность 33 млрд куб. м «голубого топлива» в год. Пока талибам не до него, но я не удивлюсь, если в будущем они будут вести переговоры с соседями о реанимации данного проекта, предложив нашим металлургическим компаниям поставлять для него стальные трубы.
Также талибы могут позвать и Россию, и Китай в проект разработки Айнка, входящего в число крупнейших месторождений меди в Евразии — его запасы оцениваются в 11 млн тонн «красного металла». России вряд ли стоит помогать талибам восстанавливать экономику Афганистана, слишком уж они опасны. Тем не менее, внимательно следить за этой страной нам придется и иметь хотя бы минимальные дипломатические отношения с талибами все-таки не помешает.
Зато китайцы могут оказать им поддержку, так как промышленность бывшей Поднебесной империи сильно зависима от импорта минерального сырья и Афганистан относится к зоне их стратегических интересов. Не исключено, что China Metallurgical Group и Jiangxi Copper, выигравшие в 2007 году тендер на освоение Айнка, снова попытаются начать его эксплуатацию. Взамен же власти КНР могут потребовать от талибов гарантий безопасности китайских специалистов и воздержания от контактов с населением Синьцзян-Уйгурского автономного района, исповедующего ислам: Правительство Китая явно не сбрасывает со счетов угрозу «подогрева» радикальных исламистов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе из Афганистана.
* Движение «Талибан» по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003 г. признано террористической организацией, ее деятельность на территории РФ запрещена.