Плохая инфраструктура, высокие цены и отношение местных жителей — туристы назвали три главных раздражителя на отдыхе в российских регионах. Таковы результаты опроса, проведенного сервисом SuperJob.
В нем приняли участие представители экономически активного населения России старше 18 лет, посещавшие курорты и туристические места Краснодарского, Камчатского и Ставропольского края, Дагестана, Калининградской области, «Золотого кольца», Алтая и Крыма в течение последних трех лет, а также жители этих регионов.
Больше всего на плохую инфраструктуру жаловались отдыхающие в Ставропольском крае — почти четверть опрошенных и в Крыму — треть. Высокие цены вызвали раздражение у трети туристов в Крыму и четверти в Краснодарском крае и на Камчатке. Даниил отдыхал в этом году в Краснодарском крае, в Анапе, на которую обрушились проливные дожди:
«Такое ощущение, люди не хотят нормально зарабатывать, не хотят нормально относиться к туристам, чтобы к ним возвращались. Всем все равно. Просто пытаются максимально нажиться, и никакого адекватного сервиса как в Европе или даже в Турции. Была плохая погода, сильные ливни, и никто не справлялся с этим, никакие коммунальные службы, не было света четыре дня, может быть, больше, мы просто потом уже уехали. Я считаю, это ненормально. В крупных торговых центра везде протекала крыша, люди абсолютно не были готовы к этому, цены очень высокие, обманывают приезжих, отношение ужасное».
Этот год на Черноморском побережье выдался непростой. Один за другим на него обрушивались ураганы, смерчи, потопы и странные природные явления. Например, нашествие божьих коровок или цветущее зелеными водорослями море. Говорит директор по развитию туристической фирмы «Вокруг света» Александр Гагарин:
Александр Гагарин директор по развитию туристической фирмы «Вокруг света» «Конечно, в этом году у нас очень много было негативных отзывов от южного побережья Черного моря, и уровень сервиса не всегда соответствовал ожиданиям. Кроме этого, есть популярные экскурсионные маршруты, поездки на Алтай, на Камчатку. И здесь самым раздражающим фактором для туристов было то, что не всегда персонал вел себя корректно и в каких-то определенных стандартах обслуживания. То есть многое делается еще до сих пор, особенно в небольших поселениях, по наитию. Люди у нас уже привыкли к определенному уровню обслуживания, и они подобный сервис не воспринимают. Продавая комплексный турпродукт, который состоит из многих услуг, мы сталкиваемся с тем, что на этапе обслуживания какой-то один человек может полностью испортить общее настроение туриста. У нас есть несколько регионов, которые на туризм поставили очень большие, хорошие ставки. Тот же самый Калининград, Тюменская область, которые сейчас активно стали высвечиваться именно в туризме. Они реально сами понимают, что для них очень важно именно не потерять эту репутацию, поэтому уровень обслуживания, уровень сервиса у них довольно высокий. Что касается Дагестана, который в этом году очень популярен, здесь еще играет роль и знаменитое гостеприимство, которое является одним из брендов этого региона, поэтому я думаю, что даже многие какие-то бытовые проблемы не настолько их замечают, потому что они все скрываются просто нормальным, хорошим человеческим отношением».
Чаще всего вариант «ничего не раздражает», а это более 40%, выбирали в Калининградской области, Дагестане, а также Камчатке и Ставропольском крае.
В свою очередь, местных жителей раздражает неуважение приезжих к коренным народам и невоспитанность.