Минстрой до конца года может запустить чартерные поезда для трудовых мигрантов из Узбекистана. Об этом заявил заместитель министра по строительству и ЖКХ Никита Стасишин на Восточном экономическом форуме. Он рассказал, что узбекских мигрантов планируется завозить на поездах централизовано через Казахстан. Уже на следующей неделе, по словам чиновника, представители Минстроя отправятся в Узбекистан, где в пилотном режиме будут организованы отбор и вакцинация рабочих.
Строительная отрасль уже больше года испытывает проблемы с рабочей силой. Из-за пандемии сначала были закрыты границы с республиками, а затем сообщение возобновилось, но только авиационное. Перелеты дорого обходятся работодателям, отмечал ранее Минстрой.
Проблема с рабочей силой на стройках по прежнему колоссальная, отрасль очень ждет поезда с мигрантами, сказал Business FM глава «НДВ-Групп» Александр Хрусталев:
— То, что запустят чартерные поезда, очень круто. Категорически не хватает рабочих на стройках. Поэтому если сейчас предпримут беспрецедентные меры по доставке сюда большого количества мигрантов, тогда эту ситуацию спасут. Потому что идет развитие, экспансия строительства, сейчас это главная движущая сила, поэтому ее необходимо поддерживать, но без рабочих рук никуда.
— По-прежнему россияне стоят дороже чем мигранты?
— Они не только дороже, но и еще не хотят работать. Как в русской сказке пытаются сидеть на печи и рассуждать, как плохо живется. А поработать не у всех получается.
— Мигранты из Узбекистана составляют основной костяк приезжей рабочей силы или кто-то еще?
— Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Украина, Белоруссия.
— Если поезда запустят, как быстро решится проблема с трудовыми кадрами?
— Полгода.
Но независимый аналитик Дмитрий Адамидов не считает организацию чартерных поездов для доставки трудовых мигрантов на стройки хорошей идеей. Вот что он говорит:
— Я не уверен, что хорошая идея вообще привозить трудовых мигрантов в большом количестве. У нас на эту историю спроса нет. Эта тема немного раздута. Я думаю, это связано с тем, что строителям сделали поблажку в том отношении, что ипотеку сократили, спрос упал, объемы скорее всего упадут, уступили здесь, подсластили пилюлю, потому что строительная отрасль в предыдущие полгода боролась с тем, чтобы продвинуть программу широкого кредитования строительства, но ЦБ победил.
— Что касается стоимости, во сколько может обойтись такой поезд?
— У РЖД есть резервные мощности, которые они задействуют, и это оплачивается строителями, или как-то субсидируюи. РЖД не везет их бесплатно. Мигранты скорее всего будут покупать билеты, или им будут покупать билеты. Опять же можно договориться с республиками в Средней Азии, они могут предоставить свои провозные мощности. Здесь нет прямых затрат, которые понесет РЖД или бюджет.
Российский рынок труда, кажется, начал оживать. В июле уровень безработицы упал до минимума с сентября 2019 года, сообщает Росстат.