Как привлекают туристов на Русский Север
В конце августа в частный дом-музей «Деревенька» села Никольск на границе Архангельской области и Республики Коми приехал из Петербурга театр костюма «Хоровод». Так местные представители туристической отрасли привлекают внимание к культуре и традициям Русского Севера. Подробностями поделился председатель Федерации туризма Республики Коми и эксперт чата «Источники ТурДома» Геннадий Марковский.
В рейтинге по развитию туризма Министерства культуры Российской Федерации, составленном в 2017 году, Республика Коми занимает 75-е место из 85: Север проигрывает в популярности не только столицам и Черноморскому побережью, но и большинству других регионов России. Геннадий Марковский считает, что переломить ситуацию можно: «Надо понимать предысторию: на Русском Севере нет Черного моря, поэтому массового туризма здесь ждать не приходится. Мы делаем ставку на национальную кухню, культуру, быт коренных народов».
Идея привезти русский национальный костюм из Санкт-Петербурга в регионы вдохновила руководителя и основателя театра костюма «Хоровод» Марину Шаденкову: в деревне национальные костюмы смотрятся гармоничнее, чем в выставочных интерьерах.
«Кроме традиционных русских костюмов, привезли национальные одежды Республики Коми: доставали из сундуков, такие вещи до сих пор хранятся в глубинке. 28 августа в Никольске прошел праздник, пригласили местные коллективы, мастеров, активно освещали мероприятие в Интернете».
Из-за ковидных ограничений организаторы установили лимит на гостей мероприятия – не более 50 человек. Запросов, по словам представителя «Деревеньки», было больше, желающим приехать на праздник пришлось отказывать. Зато среди участников и гостей были не только жители Архангельской, но и Вологодской областей и Республики Коми.
«Чтобы туристы ехали на Север, они должны понимать, что они там увидят. Мы хотим создать информационные площадки, которые расскажут о кухне, праздниках и маршрутах Северного ожерелья.
Чтобы сделать республику привлекательной для туристов, нужны немалые средства, которых у нас нет. Мы стараемся привлекать финансирование со стороны, участвуем в грантах и выигрываем, но что такое 1 млн для развития туризма?
Пока что аудитория национальных праздников возрастная. Молодежь неохотно приезжает, у них другие интересы. Мы над этим работаем: разрабатываем маршруты, которые были бы интересны молодому поколению. Например, запустили проект «Путь полярного волка» – мотопутешествия по Вологодской, Архангельской областям и Республике Коми. Аудитория таких проектов моложе той, что приходит на национальные праздники, к тому же она более активна: среди мотопутешественников много блогеров. Мы рассчитываем, что это принесет популярность республике среди туристов, работаем над инфраструктурой и маршрутом, чтобы путешественникам было что посмотреть во время тура и чем поделиться после», – говорит Геннадий.
В профессиональной среде идею привлекать туристов через национальный колорит оценили: представители турагентств в чате «Источники ТурДома» похвалили душевные фото, поблагодарили организаторов за сохранение культуры и пожелали привлечь в северные регионы иностранных туристов.
Фото Алексея Усова и Геннадия Марковского.