Кто такие седые странники Австралии
В Австралии средняя продолжительность жизни составляет 85 лет. Для сравнения: у нас только недавно она перешагнула отметку в 70 лет, до этого была в районе 65. Пенсия наступает в 55–65 лет. Остается еще примерно 20–30 лет на то, чтобы что-то делать. Представьте: вы австралиец 55 лет, пенсии хватает на жизнь без излишеств, дети уже разъехались. Вы живете в своем доме где-то за городом и думаете, чем бы заняться. Ну а дальше начинается странное. Настолько, что это смогло изменить образ жизни очень многих мелких поселений. «Седой странник» пополняет запасы воды из артезианского источника в пустыне NT, насос питается ветряком. Итак, дом сдается в аренду, и австралийские бабушки с дедушками покупают себе дом на колесах. Это или прицеп к внедорожнику с контейнером-домом, или фургон типа «сухопутная яхта», или даже переделанный автобус. И едут в «кругосветку» по Австралии — это легко, потому что весь континент — это одна страна (раза в два меньше России) и есть кольцевая дорога вокруг. На годик-полтора, как поначалу думают эти прекрасные люди. И застревают на 10–15 лет. Минутка социологии В 80‑х годах никаких «седых странников» и в помине не было. В двухтысячных они только начали появляться, а в 2016 году в Австралии их насчитывается от миллиона до полутора миллионов человек. Примерная оценка основывается на том, что зарегистрировано 586 тысяч домов на колесах и прицепов типа «передвижной дом». Текущий уровень прироста — 22 тысячи в год. Плюс есть те, кто просто ставит палатку около внедорожника или на специальной площадке на крыше автомобиля (поскольку дело происходит в Австралии, последнее нужно для защиты от змей и насекомых). На дорогах Австралии можно встретить множество фургонов с пожилыми парами: зимой — на севере Австралии, а летом — на юге. Откуда они взялись? Была замечательная статья в 2013 году (ее можно найти на сцихабе по DOI 10.1196/annals.1396.030) с хорошим разбором предпосылок и пруфами в числах. Исследователь говорит следующее: Большая часть населения не болеет последние 20 лет. Обычно здоровье резко ухудшается за несколько месяцев до смерти, но длинных печальных периодов статистически мало. Новое строение семьи — по парам родителей, а не всей кучей, как в викторианские времена. Это позволило освободить людей после 60 лет от кучи бытовых вещей. Концепция общества «работа на всю жизнь» поменялась на «учись всю жизнь»: люди стали гораздо более открытыми к переменам и жаждут новых впечатлений. Что делать? Путешествовать! Отмечу, что примерно такая же ситуация наблюдается в Канаде и США, в Европе на побережье Испании, и на море — в Англии, Норвегии и т.п. Уровень пенсии уже не делает людей зависимыми от детей. На дорогах уже есть вся инфраструктура для путешественников. Теперь давайте посмотрим на инфраструктуру. Что нужно тем, кто хочет относительно безопасно двигаться по Австралии? Во-первых — хорошие дороги. Напомню, у них все просто: если ДТП случается там, где нет разметки или есть повреждение дороги, — это вина дорожников почти независимо от обстоятельств. Во-вторых — заправки. Они есть везде, и это часто градообразующие предприятия. Почему — чуть позже. В‑третьих, безопасное место, вода, туалеты и электричество — да, обычно у людей все с собой, но все равно приятно становиться там, где все оборудовано для стоянки. Такие парковки есть примерно каждые 50 километров. Даже за пределами brown lands (это необжитые окраины), от Nowhere Lands к Красному центру (где почти нет инфраструктуры) встречаются автономные убежища — солнечная панель, туалет погружного типа, бак для сбора дождевой воды с предупреждением, что надо ее кипятить, спутниковый телефон для вызова рейнджера или летающего доктора (да, вас могут спасти из любой точки Австралии). Скорее всего, выехали в радиалку. Обычный вид. Редкий, на таком не везде пролезешь. Некоторые с собой берут вот такую «шлюпку»: можно оставить дом на приколе и двигаться по совсем диким местам на внедорожнике. «Старкрафты» считаются люксом, сделанным австралийцами для австралийцев. Пару дней я провел в таком без двигателя (в такие селят иногда на караван-парках как в номер), все почти как на экспедиционной яхте. В местах, которые интересны странникам, обычно есть больше всяких ништяков: например, они очень любят внешнюю электрическую сеть. Да, у них не очень много денег. Они экономят, и поэтому не останавливаются в гостиницах. Не все богаты, но суммарно они обеспечивают 40% загрузки всех «караванных парковок» Австралии (куда ездит в том числе молодежь на праздники и выходные). Путешественники на машинах тратят только на оплату парковок 8,6 миллиарда долларов за год: 10% приходится на иностранцев, 50% — на «быстрых путешественников» и дальнобойщиков, 40% — на наших героев. А еще 40% богатства в Австралии сосредоточено именно в руках категории «старше 55». На самом деле это их дома, которые сдаются в аренду на время путешествий. Тут собирается коллекция лифчиков. Обычный въезд. Да, уточню. Странники не любят туристические места, они стараются забраться подальше и найти что-то редкое и необычное. Они очень хорошо скоординированы в плане обмена информацией, и байки играют у них такую же роль, как десятилетиями раньше, до развития большого интернета. Чем больше ценного ты говоришь — тем выше твой рейтинг в сообществе. У них есть огромный дружелюбный сайт thegreynomads.com.au. Там есть все для того, чтобы стать седым странником: инструкции, этикет, новости (вот, например, они узнали, что почта AU регистрируется как авиакомпания — и ждут дронов в машины), текущее состояние дорог, описания кемпингов, продажа экипировки, расписание всяких событий в стране и места, где нужна работа странников. И огромный форум. Там есть большой раздел про хобби, про уход за собаками, описание путешествия, астрономия — все что угодно на любой вкус. Теперь самое смешное. Работа. Дело в том, что дедушки и бабушки после выхода на пенсию навыки не растрачивают. Инженер-механик уровня «Формулы‑1» может, конечно, довольно долго отмокать в геотермальном источнике, но потом ему станет скучно. Бабушка, которая была парикмахером в моднейшем салоне Сиднея, захочет кому-нибудь сделать крутую прическу. Кто ничего не умеет — может участвовать в сборе урожая, присматривать за домами и фермами и так далее. Но нас сейчас интересуют именно люди с огромным жизненным опытом. Например, дедушка с бабушкой проехали всю Австралию, заехали в самые дебри окраины и зашли купить продуктов в магазин около заправки. Их там тепло приняли, они разговорились с местными, и вот уже дедушка стоит в сарае автомеханика и смотрит на трактор, который сломался 10 лет назад. И у него руки чешутся его починить. А бабушка хочет сделать прическу другой бабушке, и у нее тоже чешутся руки. Автомеханик предлагает стажерскую ставку — больше у него бюджета нет. Дедушка делает это не для заработка, поэтому соглашается. Через полгода в радиусе 100 километров не остается плохо работающей техники, а местные жители ходят хвастаться прическами на все фестивали. Наработавшись всласть, дедушка принимает заслуженные аплодисменты и уезжает с бабушкой в закат — еще полгода путешествий, и они снова где-нибудь осядут. Дедушка в супермаркете в Пейн-Крик. Вот примерно так они повлияли на Австралию. Больше интересных мест, лучше дороги, эпизодическая профессиональная работа, развитие полевой медицины. И примерно такого же движения можно ждать у нас: стоит только чуть поднять средний возраст. Смотрите также: 71-летняя американка впечатляет пользователей соцсетей, «Наши» пенсионеры в США, 72-летняя бабушка прожигает пенсию, путешествуя по миру на протяжении последних 7 лет