Директора туроператора осудили за несчастный случай в отеле
Городецкий суд в Нижегородской области вынес 27 сентября решение по делу директора туроператорской компании «Галерея Вип-Тур» Светланы Вахтель. Она обвинялась по ст. 238 ч. 2 УК РФ – оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть человека. 2 ноября 2018 года в одном из коттеджей на базе отдыха ForRest House в Нижнем Новгороде, куда компания Светланы Вахтель организовала тур, погиб десятилетний Кирилл Гергель. А 25 ноября директору туроператора предъявили обвинение.
Решение и доводы суда
В итоге Светлана Вахтель получила 4 года условно без права на осуществление туроператорской деятельности, а директор отеля ForRest House Светлана Резникова – 3 года условно.
Это решение не устроило потерпевшую сторону (родителей Кирилла – Марину и Дмитрия Гергель). Они настаивают на замене условного наказания реальным сроком лишения свободы для Светланы Вахтель. В свою очередь, подсудимая будет добиваться оправдательного приговора. «Я с этим решением не согласна и собираюсь его обжаловать», – сообщила TourDom.ru Светлана Вахтель.
По ее словам, факт, что туроператор разместил детей в мансардной части коттеджа, а также не провел инструктаж по противопожарной безопасности непосредственно в гостинице, суд счел основанием для обвинительного приговора. Судья опиралась на результаты экспертизы, проведенной специалистами Нижегородской области. В документе говорится, что детей нельзя размещать в мансарде здания летнего детского отдыха. Однако обвинение и защита разошлись во мнении, к какой конструктивной категории относится гостиница ForRest House. Можно ли ее считать зданием летнего детского отдыха? По словам Светланы Вахтель, она бронировала размещение в классифицированной гостинице, сведения о которой размещались на сайте департамента туризма Нижегородской области. Имелись все лицензии и документы, в том числе об исправности противопожарной системы. «На деле оказалось, что в гостинице не работала сигнализация, она не была выведена на пульт пожарной охраны, сотрудники не прошли обучение. Несмотря на все эти нарушения, директор отеля ForRest House Светлана Резникова получает 3 года условно, а я, которая забронировала размещение, – 4 года», – рассказывает Светлана Вахтель.
Аргументы защиты
Суд не принял во внимание и заключения экспертов, которые выступили в защиту директора туроператорской компании. «Мы обращались с адвокатским запросом к замдиректора департамента надзорной деятельности МЧС РФ Сергею Воронову. Он сам принимал участие в написании закона о правилах противопожарной безопасности и знает его больше, чем кто-либо. В разъяснениях эксперт пишет, что коттедж не может считаться зданием детского летнего отдыха. В данном случае это гостиница. И никакого запрета на размещение в мансарде детей в отеле быть не может. Что касается инструктажа, то его туроператор или турагент обязаны проводить на своем рабочем месте, а не в гостинице. Мы не знаем конструкций здания, где находятся запасные выходы, как работает сигнализация. Я с трудом представляю, что туроператоры ездят в каждый отель, куда отправляют туристов, и там разъясняют правила поведения и действия во время пожара», – добавляет Светлана Вахтель.
Также в защиту директора туроператорской компании выступали Александр Гриненко, член экспертного отдела Верховного суда; Сергей Назаров, профессор, преподаватель Академии МЧС, судебный эксперт в области преступлений, связанных с пожарами, Ольга Санаева, вице-президент РСТ.
Мнение юриста
Решение суда TourDom.ru прокомментировали и в компании «Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры"». Согласно отраслевому закону «туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо». Однако, по его мнению, эта формулировка достаточно туманна и позволяет судебным инстанциям по-разному трактовать закон. «В рассматриваемой ситуации отель имел классификацию “без звезд” и функционировал легально. То есть ставить туроператору в вину, что он халатно отправил детей не пойми куда, в данном случае нельзя. Далее в отеле не сработала пожарная сигнализация – по мнению большинства экспертов, именно это стало причиной трагедии. Очевидно, что туроператор не может проверять работу сигнализации в каждой гостинице. Что касается действий сопровождающих, то они могут обеспечить безопасность детей во время проживания в пределах своей компетенции. Они не должны обладать навыками сотрудников специальных служб спасения. По словам очевидцев, в здании полыхал огонь, не было видно ничего на расстоянии вытянутой руки», – комментирует юрист Александр Байбородин.
Последствия для туротрасли
По словам Светланы Вахтель, судья зачитывала решение более 2 часов. Символично, что все происходило в Международный день туризма. «Такая оплеуха всей туриндустрии, – считает Светлана Вахтель. – Появился прецедент, и дальше суды будут руководствоваться моим кейсом».
То, что это решение может негативно повлиять на других туроператоров, подтверждает и юрист: «По сути, каждый будет ходить под виртуальной гильотиной в виде не сработавшей в отеле сигнализации или потерпевшего катастрофу воздушного судна. В законе прописаны принципы "разумной осмотрительности", и личная проверка туроператором качества противопожарных систем в каждом средстве размещения или на транспорте явно выходит за пределы этого понятия».