10 причин, по которым стоит отправиться в автопутешествие
История одного путешествия из Омска в Крым и обратно. Что необходимо учитывать, отправляясь в дальнюю дорогу на машине. Скажу сразу, это статья не из серии "плюсы и минусы автотуризма". На мой взгляд, они и без того очевидны. Эта статья для тех, кто принимает решение из серии "быть или не быть" путешествию на колёсах. Кратко, чётко, максимально честно. Будучи авиатуристом, я не фанат перемещений за рулём. Мой опыт движения по трассе ограничивается Новосибирской областью, Тюменью с Тобольском, Астаной и Вяткой. Радиус не достигает даже 1000 км. И вот в моей жизни случается это… вояж по стране общей протяжённостью 8500 км по направлению Омск - Севастополь и обратно. Не могу сказать, что по итогу я в восторге от такого путешествия, но и однозначного негатива к нему не испытываю. Тысячи километров позволили не только существенно улучшить водительские навыки, но и значительно обогатить туристический опыт. Итак, в каком случае стоит отправляться в автопутешествие? 1. СТОИТ, ЕСЛИ ЭТО РАЦИОНАЛЬНО. Если вам просто нужно доехать из точки А до точки Б (например, из Омска до Москвы или Питера), то однозначно лучше воспользоваться самолётом. Если вы хотите достичь места, требующего сложных логистических манипуляций (например, доехать из Омска до Телецкого озера; сначала на поезде, потом на автотранспорте) или вовсе добраться до края географии, куда даже олени не едут (главное, чтобы этот край имел хотя бы подобие асфальтовой дороги), тогда автомобиль - ваш лучший друг. Рациональность касается и финансового вопроса. Не думайте, что автопутешествие всегда выигрывает у авиапутешествия. Это стереотип. Нынешние цены на авиабилеты порой такие низкие, а стоимость бензина такая высокая, что гораздо дешевле сначала долететь, а потом воспользоваться каршерингом. К тому же цены на топливо существенно отличаются по регионам (в Омске бензин стоит 43 рубля, а в Крыму - более 50). В конечном итоге расходы на одну путешествующую в автомобиле душу зависят от количества этих душ в транспортном средстве. 2. СТОИТ, ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ. В том случае, если вы имеете список локаций или достопримечательностей, напротив которых вам непременно нужно поставить галочки, чтобы стать счастливым. У меня это была Волга, Мамаев Курган, Золотая обитель Будды в Элисте, Ай-Петри, Ливадия и ещё несколько мест. Переезжать на автомобиле в этом случае просто удобно. 3. СТОИТ, ЕСЛИ ВЫ БОЛЬШОЙ ЭСТЕТ. В какое время года вы бы ни отправились в путешествие, вас ждут невероятной красоты виды. В моём случае это была золотая осень с огнегривыми кленами Башкирии, пёстрыми лесами Урала, выгоревшей степью Калмыкии и убранными полями Ставрополья. Не путешествие, а сплошное визуальное наслаждение. Эх, жаль, что я не фотограф, хотя… До зимы бы тогда не доехала, постоянно стремясь зафиксировать все увиденное. 4. СТОИТ, ЕСЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК НЕПРИХОТЛИВЫЙ В ПИТАНИИ И В БЫТУ. Пока ещё наш придорожный сервис, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Это касается буквально всего: гостиниц, кафе, заправок. Про туалеты я вообще молчу, ибо их санитарное состояние - это рубец на моём сердце. Меню придорожных пунктов питания - также отдельная тема. Если вы на ПП (правильное питание) или на диете, делать вам в них нечего. Не изменившееся с советских времен меню, как правило, включает в себя майонез с небольшим добавлением салата, массу неопознанных жареных объектов (курица, рыба, мясо и потроха выглядят как братья-близнецы), непременно слипшиеся макароны и крайне жирные супы. Конечно, можно искать места получше (они тоже встречаются), но на этой уйдёт время. Как вариант, брать продукты с собой или устраивать себе разгрузочные дни. Что делать в этой ситуации? Как можно больше путешествовать и везде оставлять отзывы (причём как положительные, так и отрицательные), давать обратную связь всеми возможными способами. Только так можно со временем повысить качество услуг. Ну а пока - фокусировать своё внимание на окружающей красоте, иначе можно сильно испортить себе поездку. 5. СТОИТ, ЕСЛИ ВЫ УВЕРЕНЫ В СВОЁМ ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ И В СЕБЕ, КАК ВОДИТЕЛЕ. Не буду говорить о том, что автомобильный транспорт - самый опасный, в отличие от самого безопасного - авиационного. Не хочу никого запугивать, но свои возможности и технические характеристики автомобиля нужно трезво оценивать. Одно дело водить машину по городу, проезжая по несколько десятков километров в день, встречая шиномонтаж на каждом углу. Другое дело - передвигаться по оживлённой трассе (а трассы наши с каждым годом всё оживлённее и оживлённее), лавируя между многочисленными фурами, преодолевая при этом сотни километров пути. Справедливости ради стоит отметить, что качество дорог значительно улучшилось за последние годы и, судя по масштабу дорожных работ, продолжает улучшаться. Это замечательно, т. к. хорошая дорога способствует росту скорости перемещения и делает его более безопасным. К этому стоит добавить движение в незнакомой обстановке, которое требует внимательности, знания правил и их соблюдения. Огромное количество камер, фиксирующих скоростной режим, выезд на встречную полосу и пересечение сплошных линий, приводит в чувство, заставляя ехать не 140 км, как хотелось бы, а всего лишь 90. Зато ни одного штрафа! 6. СТОИТ, ЕСЛИ ВЫ РАСПОЛАГАЕТЕ ЗАПАСОМ ВРЕМЕНИ. Дело не только в том, что автомобиль движется медленнее самолёта, но и в том, что нужно иметь запас времени на случай сложных погодных условий, дорожных работ, внезапно встретившегося интересного объекта и прочих обстоятельств. Например, у нас несколько часов пути отняли дороги с реверсивным движением там, где идёт их ремонт и места с ДТП. 7. СТОИТ, ЕСЛИ ВЫ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ГАДЖЕТАМИ И ВИДЖЕТАМИ. Если вы как старовер пытаетесь передвигаться, руководствуясь бумажными картами, лучше останьтесь дома. Сейчас мобильные приложения стали просто незаменимы. Они помогают свернуть на верную дорогу, если на ней нет указателя (это довольно-таки частая история), объехать огромную пробку, оптимизировать маршрут, найти ближайшую заправку или гостиницу. Кстати, кроме "Яндекс.Карт" я бы рекомендовала к использованию приложение Maps.me. 8. СТОИТ, ЕСЛИ ВЫ БОЛЬШОЙ ЛЮБИТЕЛЬ СВОБОДЫ И КОРОЛЬ СПОНТАННОСТИ. Автомобиль даёт вам полную свободу в плане использования времени и перемещения в пространстве. Вы можете зарулить в понравившийся город или остановиться для того, чтобы полюбоваться закатом. Я, например, так заехала в Сызрань. Вспомнила знакомое название из курса географии и вильнула налево, в сторону Волги, о чём нисколько не пожалела. 9. СТОИТ, ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ НАДЁЖНЫЙ ПАРТНЁР. Одному за рулём как минимум грустно, как максимум небезопасно. Конечно, есть люди, способные 20 часов кряду вести машину, но лучше так не делать. Обязательно нужны остановки (хотя бы на 10 минут через каждые два часа) и полноценный сон. Поэтому не бейте рекорды, изображая из себя участника гонки "24 часа Ле-Мана". Ставьте перед собой реальные цели и помните, что путешествие - это прежде всего отдых. Заботьтесь о своём партнёре, не ссорьтесь с ним, иначе кто сменит вас за рулём, поддержит, развеселит, нальёт водички и угостит шоколадкой в пути? 10. СТОИТ, ЕСЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК БЕССТРАШНЫЙ И ЛЮБИТЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ. Они у вас обязательно будут! Это же дорога. Она как жизнь. Никогда не знаешь, что принесёт тебе её новый поворот. У нас, например, была такая история. Представьте себе: ночь, демонически красная огромная луна в дымке облаков, пустая трасса и полупустой бензобак. Мы заезжаем на заправку, а там - ни души. Фонари не светят. В ночи мигают только красные цифры на заправочных установках... Само здание заправки закрыто, свет выключен, горит только автомат с кофе. У здания припаркован пустой автомобиль. Жутко до невозможности. Идеальное место вдохновения Стивена Кинга. Что делать? Поехали на следующую заправку. Вот так друзья! Если хотя бы шесть пунктов из перечисленных 10 вам подходят, то автотуризм - определённо ваша тема. Решайте и решайтесь. Уверена, что любой ваш выбор будет правильным. Помните только, что автотуризм несовместим с этнотуризмом! Подумайте о том, чего вы себя лишаете, отправляясь в край виноделия на автомобиле. Билет на самолёт в данном случае выигрышней. Путешествуйте и будьте счастливы! Добавим, что в апреле этого года статья Анны Статвы о путешествии на Колыму заняла второе место на IV Всероссийском конкурсе журналистов и блогеров "Медиатур" . Рассказ "Колыма 2020: приключения опасны, рутина смертельна" был заявлен в номинации "Лучшая публикация, посвящённая туристическим маршрутам и экскурсионным программам". А уже в ближайшее воскресенье, 10 октября, стартует второй сезон подкаста об осознанном туризме "Конюх Фёдоров" (6+) . Выпуски по-прежнему будут посвящены актуальной сегодня теме путешествий, однако их акцент сместится в самую слабо исследованную в этом вопросе область - психологию. Мы будем говорить о типологии путешественников, рассматривать их психологические портреты и стратегии. Изучать мотивы тех, кто отправляется в путь, рассматривать, как трансформируется человек в процессе поездки. Фото: личный архив Анны Статвы