Обновлено в 22:39
Авиапассажиры, которые из-за московского тумана не смогли попасть в столицу, пожаловались на тяжелейшие условия.
Людей не выпускали из лайнеров, а кому-то, судя по сообщениям СМИ, объявили, что они останутся ночевать в самолете. Из-за густого тумана московские рейсы перенаправили в другие города.
В первую очередь — в Нижний Новгород, там запасной аэропорт для Москвы. На аэродроме выстроилась большая пробка из самолетов, которые и к вечеру вторника так и не смогли вылететь. А соцсети наполнились гневными публикациями пассажиров. Их жалобы уже проверяет транспортная прокуратура и Следственный комитет.
Анастасия летела в командировку из Краснодара в Волгоград с пересадкой в Москве. Из-за тумана самолет отправили в Нижний Новгород. Когда мы общались с девушкой, пассажиров высадили из самолета и в тот момент она была уже в переполненном здании аэровокзала. Но до этого Анастасия шесть часов провела в самолете.
«Наш командир корабля и экипаж объясняли ситуацию тем, что не хватает трапов для того, чтобы нас высадить и заправить самолет. Люди просили открыть двери, просили, чтобы их детей покормили. Командир корабля сначала сказал, часов в 12, наверное, что он связался с авиакомпанией и что им пообещали принести какие-то ланч-боксы для хотя бы некоторых категорий людей, потому что там и беременная девушка с нами на борту была, и дети. В итоге ничего такого не случилось».
Анастасии еще повезло. Другие пассажиры провели в самолетах по 9 и больше часов. Соцсети заполнялись постами о том, как люди сидят без воды и еды, запасы в самолете закончились. А на коротких рейсах для экономкласса вовсе не предусмотрено питание. Туалеты на некоторых лайнерах были закрыты. А где-то закончилась туалетная бумага.
Анастасия опоздала на стыковочный рейс в Волгоград. Уже вечером она, все еще находясь в аэропорту Нижнего Новгорода, узнала, что стыковку вроде бы перенесли. И все равно девушка не понимала, успеет ли на самолет. Для других последствия были куда печальнее, чем сорванная командировка. Люди летели из регионов в Москву, чтобы оттуда улететь на отдых, в том числе за границу. И как быть с сорванным отдыхом и кто возместит потерянные деньги — непонятно. Mash опубликовал видео из самолета, к которому уже подвезли трап, но разрешение на выход не дали. Пассажир, преодолев сопротивление стюардесс вышел, чтобы, видимо, успеть на московский поезд.
— Куда он ушел? Вышел?
— Четвертый час уже пошел, девушка.
— А что, он ушел — ему можно? Он ушел — ему можно? Так давайте мы все выйдем. Отдайте нам багаж.
Люди писали, что пассажиры не могут покормить детей — нет воды, чтобы развести питание. К самолетам подъезжали скорые. На борту «Победы» стало плохо ребенку, скорой для поддержания жизни пришлось использовать кислородные баллоны. К вечеру самолеты постепенно начали вылетать из Нижнего. Но на одном из рейсов у экипажа закончилось рабочее время. А когда пилоты, у которых по закону рабочий день не может превышать 8 часов, устали и 9 часов просидели на одном месте, то лететь им попросту опасно. Опубликовано сообщение командира воздушного судна. Еды нет, воды мало, а ночевать придется в самолете:
«У экипажа рабочее время закончено на 100%, поэтому, я думаю, минимум до утра останемся все здесь. Как все это дело будет выглядеть — я не знаю. Здание аэровокзала переполнено, местная гостиница переполнена. Администрация аэропорта отказывается предоставлять питание: все, что сделали, — то, что вам по бутылочке воды смогли выпросить».
На видеокадрах редкое явление — огромная пробка из самолетов.
Некоторые рейсы из-за тумана перенаправили в Санкт-Петербург и Ригу. Но коллапс произошел именно в Нижнем Новгороде, где приняли 33 самолета. Именно этот аэропорт — запасной для Москвы. И когда диспетчеры решают, куда перенаправить борт, то они в первую очередь смотрят на технические характеристики лайнеров и аэродромов, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «В первую очередь этот аэропорт должен по своим техническим требованиям соответствовать тем воздушным судам, которые не смогли сесть в Москве. Если речь идет о большом широкофюзеляжном самолете дальнемагистральном, то, конечно же, не любой аэропорт сможет принять такой большой самолет: может быть, взлетно-посадочная полоса короче, чем необходимо, или же там система взлетной посадки аэронавигационной системы не способна принять такое воздушное судно, и оно не сертифицировано под прием таких воздушных судов».
Источники РИА Новости сообщили, что аэропорт не предупредил авиакомпании о своих ограниченных ресурсах. В аэропорту заявили, что все характеристики аэропорта указываются при заключении договора с авиакомпаниями. Непонятно только, почему людей по очереди не выпустили из самолетов, не расселили или не предоставили автобусы, чтобы они смогли добраться до Москвы — от Нижнего не так далеко. Наверное, это потребовало бы больших усилий и затрат. Но это все-таки лучше, чем держать пассажиров в самолетах без воды и еды и вызывать врачей для тех, кому стало плохо. Сейчас во всем этом будет разбираться транспортная прокуратура и Следственный комитет.
Сильный туман в конце осени в Центральной России — не такое уж редкое явление, отмечает доцент географического факультета МГУ Павел Торопов:
—Такой интенсивности туман в Москве явление нечастое, но в нем нет ничего незаурядного. Ноябрь, антициклон, повышенное атмосферное давление, скорость ветра и ослабленное вертикальное перемешивание атмосферы. За счет интенсивного ночного выхолаживания поверхности содержащаяся в воздухе влага сконденсировалась. За последние сто лет, по статистике метеорологических наблюдений по Москве, сильный туман мы встретим точно не один раз — а десятки раз. Драматизировать ситуацию я бы не стал.
— Как долго может продлиться туман?
— Пока стоит стабильная погода, антициклон, туман может повторяться, предстоящей ночью может. Но как только погода станет циклонической, подойдут атмосферные фронты, сразу усилится ветер, начнется интенсивное перемешивание воздуха, пойдут осадки, и туман рассеется. Очень долго такие условия бывают крайне редко.
Как пишет ТАСС, по неподтвержденным данным, борт WizzAir, следовавший из Будапешта в Москву — из-за тумана совершил вынужденную посадку в Киеве.
А оттуда его отправили не в российскую столицу, а обратно в Будапешт. Видимо, это связано с тем, что между Украиной и Россией уже 6 лет как приостановлено регулярное авиасообщение.