Янки стало ясно, почему «плохие парни» Эрдоган, Путин и Си строят канал Стамбул
«Если 20-й век был историей медленного, неравномерного продвижения к победе либеральной демократии над другими идеологиями – коммунизмом, фашизмом, яростным национализмом, то 21-й век до сих пор является историей обратного». Так начинается статья «Плохие парни побеждают» в одной из самых «американских» газет The Atlantic. На заставке к публикации пять «плохих парней», идущих по красной дорожке – в центре Путин, сбоку от него – Лукашенко и Си Цзиньпин, по краям – Эрдоган и Мадуро.
Нет смысла пересказывать этот материал, посвященный в первой половине болтовне Светланы Тихановской о ее «борьбе» с Лукашенко. Скажем лишь, что автор Энн Эпплбаум плавно переходит от «демократических» неудач в Белоруссии к другим странам, которые, по ее же утверждению, сделали выводы из «арабской весны» и начали решать свои узкогосударственные задачи, вопреки тому, что «все мы люди и все мы человеки». Впрочем, она почему-то забывает, что именно «человеки из США» навязывают всем свою политику, опять-таки ради обогащения себя любимых.
«У всех нас в голове есть карикатурный образ того, как выглядит автократическое государство. Наверху есть плохой человек. Он контролирует полицию. Полиция угрожает людям насилием. Есть злые коллаборационисты и, возможно, некоторые храбрые диссиденты, – рассуждает Энн Эпплбаум. – Но в 21 веке этот мультфильм мало похож на реальность. В настоящее время автократиями управляет не один плохой парень, а сложные сети, состоящие из клептократических финансовых структур, служб безопасности (военных, полиции, военизированных групп, наблюдения) и профессиональных пропагандистов. Коррумпированные, контролируемые государством компании в одной диктатуре ведут бизнес с коррумпированными, контролируемыми государством компаниями в другой».
«Отмутузив» хорошенько с помощью Тихановской Лукашенко, Эпплбаум набросилась на Эрдогана (типа, тоже «плохой парень» и друг Путина), которому от автора The Atlantic досталось по самые «помидоры». Что интересно: эта публикация «удачно» вписалась в широкую антитурецкую пиар-кампанию в США.
Если копнуть глубже, то легко можно найти корень зла по-американски. Это эрдогановская «стройка века» – дублер Босфора под названием канал Стамбул, который, оказывается, тоже большая бяка, вредная во всех экологических смыслах, но выгодная двум другим «автократиям» – Китаю и России.
Дело в том, что мэр Стамбула Экрем Имамоглу на недавно прошедшем Климатическом саммите, состоявшемся в Глазго, сделал скандальное заявление: «Проект (канала Стамбул) противоречит 17 принципам ООН в рамках целей "Устойчивого развития"». А еще этот самый Имамоглу заявил: «Мы ожидаем солидарности со всеми участниками по всему миру, включая финансовые учреждения, по этому вопросу».
Против эрдогановской «стройки века» выступили и другие турецкие политики, которых в соседней стране называют проамериканскими. Они не только активизировались внутри страны, но строчат письма всем «странам свободного мира» с требованием запретить финансирование этого проекта. Дескать, в числе бенефициаров дублера Босфора значатся Россия и Китай.
«Проект канала Стамбул – стратегический проект не только для Европы, но и для евразийской геополитики, – говорится в аналитическом материале издания Karar, рупора турецких государственников. – Россия и Китай очень заинтересованы… Этот проект на самом деле можно охарактеризовать как проект Нового Шелкового пути Китая по соединению Каспия с Черным морем, далее со Средиземным через канал Стамбул. Китай хочет, чтобы этот путь был открыт и готов оказать финансовую поддержку как Каспийскому проекту (Евразия), так и Стамбульскому проекту».
Турки прогнозируют, что Китай и Россия смогут вывести транзит через канал Стамбул на уровень, превышающий показатели Суэцкого канала. С учетом того, что общемировая перевалка грузов поднимется с нынешних 25 млрд тонн до 40 млрд тонн в 2030 году, возникнет небывалая нагрузка на уже имеющиеся маршруты. Дескать, уже сегодня бывают дни, когда в очереди на проход через Босфор корабли стоят по 20 часов....
Напомним, канал, громко названный в проекте «Стамбулом», построят параллельно Босфору, и он будет рассчитан на пропуск кораблей и судов практически любого водоизмещения, в том числе супертанкеров, гигантских сухогрузов и даже авианосцев. Особое значение имеет мост Чанаккале (через канал) длиной 4600 м. Его высота будет достигать 318 метров, что обеспечит проход даже океанских многоэтажных круизных судов. И этого же хватит, чтобы в Черное море вошел, скажем, авианосец «Нимиц».
Понятно, что по 16-миллионному Стамбулу и его пригородам такую гигантскую стройку вести не будут – слишком велика плотность жилой застройки. Коридор возьмет начало на побережье Мраморного моря, западнее города Силиври (турецкая Фракия), в 70 километрах от бывшей столицы Турции.
На первый взгляд, проамериканские нападки на канал Стамбул мягко говоря удивляют. Помнится, наши эксперты хором убеждали, что дублер Босфора позволит кораблям НАТО обойти запреты конвенции Монтре. Мол, если бы не ограничения, то корабли 6-го флота ВМС США на всех парах устремились бы в 2008 году к Грузии, и в 2014 году – к Крыму. И кто его знает, как это тогда обернулось бы для России?
Если это на самом деле так, зачем тогда Экрем Имамоглу, человек, явно близкий к дяде Сэму, выступает против «стройки века». Причем, крики «Эрдоган губит природу ради Путина и Си» начались лишь сейчас, а не три года назад, когда анонсировался проект. Ответ может лежать в плоскости того, что американцы пришли к пониманию, будто морское сражение они в Черном море проиграют. Гиперзвуковые «Цирконы» просто не оставят шансов на другой сценарий.
Между тем, турки уже не раз заявляли, что канал Стамбул является эрдогановской стратегией так называемого «Среднего коридора». В качестве идеального варианта называется маршрут, соединяющий китайский регион Синьцзян с тюркскими странами, прежде всего, с Азербайджаном и далее через Грузию в Черное море. Но в эту красивую схему не вписывается Иран и Армения. Остается только реальный вариант, то есть – коридор через Россию с ее потенциально возможным каналом Евразия.
По имеющимся прикидкам, на его стройку потребуется до $18 млрд., не такие уж большие деньги, чтобы не только вырыть сам канал, но и построить три судоходных шлюза с западной стороны и шесть – с восточной.
Длина «Евразии» составит от 680 до 850 километров в зависимости от маршрута, что позволит сократить действующий водный путь от Каспия до Азово-Черноморского бассейна более чем на 1000 километров (через Волго-Донской канал). Заинтересованность китайцев в нем и впрямь большая: переориентация грузов с маршрута в Южно-Китайском море однозначно снизит градус противостояния с Америкой, лишив гегемона рычага давления на Поднебесную.
Янки, разумеется, против такой идеи «плохих парней», ведь в наше турбулентное время ничто так не сближает страны, как общие экономические интересы. Похоже, разборки между Вашингтоном и Анкарой начались отнюдь не из-за ЗРК С-400, купленного Турцией вопреки воплям США.