Музей «Зоя». Лучше так или никак?
Зоя Космодемьянская — это символ героизма советского народа, выстоявшего в тяжелый 1941 год и защитившего столицу от фашистских захватчиков. Сумев выполнить часть боевого приказа и организовав поджог трех домов, где ночевали немецкие солдаты, она попала в плен. Там ее пытали фашисты и в конце концов казнили через повешение. Однако захватчики так и не смогли добиться от Зои никакой информации.
Ее образ долгие годы использовался для воспитания молодежи, а в советское время не было ни одного человека, который не знал бы ее имени и подвига. Однако сегодня о ней помнит, по большей части, лишь взрослое поколение. Молодежи не знакомо ее имя — разве что из недавнего художественного фильма «Зоя», довольно провокационной и во многом ложной картины о героической диверсантке.
Однако незадолго до выхода фильма, в Подмосковье, в деревне Петрищево, где Зоя Космодемьянская совершила свой подвиг, был открыт музей «Зоя», который моментально был назван одним из самых красивых памятных комплексов в Московской области. Информацию об открытии музея активно тиражировали блогеры и СМИ, сопровождая описание словами, что новое здание — это «идеальный фон для фэшн-съемки».
Действительно, с точки зрения дизайна музей выбивается из ряда других монументов, посвященных Великой Отечественной войне. Авторы комплекса пожелали освободить место от трагизма, добавив светлых линий, обозначающих надежду. Для блогеров музей «Зоя» стал локацией для трендовых фото в Instagram.
Общество раскололось на две части. С одной стороны, утверждалось, что новый комплекс поможет привлечь как можно больше туристов к месту подвига Зои Космодемьянской. Этому способствует не только свежий и модернизированный дизайн, но и общая инфраструктура. В отличие от большинства подобных советских монументов, здесь есть не только музей, но и парковка, общественные туалеты, точки питания. Защитники музея утверждают, что этот подход освободит память о Зое от советских штампов и заинтересует молодое поколение.
Действительно, теперь поездку в музей Зои Космодемьянской можно превратить в полноценное культурное путешествие — однако, скорее развлекательное, чем просветительское. Дети смогут ознакомиться с историей о Зое, но в этом месте они точно не смогут проникнуться масштабами ее подвига. Да и возможно ли это, если после беглой экскурсии по историческим залам дети побегут покупать сладости и другую еду — прямо рядом с комплексом.
И тут мы вспоминаем, во имя чего Зоя в действительности совершила свой подвиг. Пресловутые разговоры о «булочке» и «трамвайчике» из недавнего фильма имеют действительно важное значение. Она погибла за Родину, за Советский Союз, за коммунизм, который она и ее родители строили своими руками. Это важно еще и потому, что в новом музее «Зоя» память о самой диверсантке просто продали — и теперь наживаются на ее имени. Пусть памятник будет скромнее и без инстаграмных локаций, однако сможет нести в себе реальную память о человеке и его подвиге.
В том же 2020 году открылся обновленный мемориал Советскому солдату подо Ржевом. Величественный и могущественный памятник, во многом отсылающий к монументу «Родина-мать». Скульптура поражает своим масштабом. Место тоже активно обсуждалось в СМИ, однако разговоров о «современной интерпретации» самой идеи мемориала вокруг Ржевского солдата не наблюдалось.
Стал ли мемориал менее интересен? Нет. Одним своим видом он передает скорбь и тяжесть подвига советского солдата в тяжелейших боях подо Ржевом. Памятник — это всегда послание молодым, последующим поколениям. Что же расскажет этот монумент? И что расскажет музей «Зоя»?
В этом контексте вспоминается мемориал «Героям-панфиловцам» в деревне Дубосеково. Пять величественных фигур стоят посреди поля и ограждают своей грудью столицу. Едва ли эта скульптурная композиция оставит кого-то равнодушным. Однако вокруг него нет никаких общественных пространств, ресторанчиков и инстаграмных локаций. Только поле, в котором погибали наши солдаты, окоп и несколько образцов военной техники.
Для сохранения памяти о подвигах наших солдат, для объяснения истории молодому поколению не нужно стремиться соответствовать новомодным быстротечным трендам. Самый простой и аскетичный памятник может быть наполнен скорбью — как, например, монумент у Брестской крепости или мемориал «Штыки» под Москвой. Сегодня многие считают их уродливыми, путая уродство с тяжелым взглядом солдата, который смотрит в глаза врагу и готов отдать жизнь за страну. Это вопрос памяти, и на него нужно найти ответ.