Войти в почту

QR-код: Кого пустят в самолет, а кому скажут – до свидания, гражданин

Министерство транспорта скорректировало свою позицию по вакцинным QR-кодам. Ведомство отказалось от идеи требовать их при покупке авиабилетов, теперь сертификат предлагается проверять только перед регистрацией на рейс.

QR-код: Кого пустят в самолет, а кому скажут – до свидания, гражданин
© Свободная пресса

«Скорректированная позиция Минтранса будет представлена 7 декабря на встрече с депутатами в комитете по транспорту Госдумы под председательством Евгения Москвичева», - сообщают «Ведомости» со ссылкой на свои источники, в том числе в авиакомпаниях.

По информации издания, такое решение принято 1 декабря на совещании в Минтрансе с участием представителей авиаотрасли.

Если у пассажира, купившего билет, не окажется зарегистрированного на Госуслугах сертификата, ему будет выслано уведомление о необходимости получения QR-кода. Только при его наличии пассажира зарегистрируют на рейс. В противном случае договор перевозки расторгнут, и в течение 30 дней авиакомпания должна будет вернуть полную стоимость билета.

Запрашивать информацию о наличии сертификата будет не сама авиакомпания, а провайдер системы бронирования, где перевозчики хранятся данные о рейсах, тарифах и емкостях. Аналогичным образом сертификат будет проверяться и в случае покупки билета у агента по продажам. При этом источники издания не пояснили, каким образом будет проверяться сертификат россиян, не зарегистрированных на Госуслугах.

Как отмечается в статье, Минтранс, учел право граждан на покупку билетов без ограничений, а также то, что покупают их зачастую заранее. Соответственно, граждане успевают вакцинироваться. На 30 ноября вакцинировано, по словам главы Минздрава Михаила Мурашко, более 70 миллионов граждан.

Законопроекты об обязательной проверке в общественных местах и на транспорте QR-кодов были внесены в Государственную Думу 12 ноября и вызвали широкий резонанс в обществе. В ближайшее время парламентарии ждут с пояснениями вице-премьера Татьяну Голикову и главу Минстранса Виталия Савельева. По предварительной информации, первое чтение законопроектов должно состояться 16 декабря.

В числе тех, кто выступил против введения QR-кодов для пассажиров при покупке авиабилетов ранее, выступала авиакомпания S7 Airlines, по предварительной оценке которой пассажиропоток на внутренних рейсах может сократиться на 50%. Гендиректор Utair и председатель правления Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Андрей Мартиросов считает, что падение может быть еще больше.

«Я согласен с оценкой падения трафика, которую представили S7 и Utair», — заявил РБК исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов (МАА) Сергей Никотин.

Не исключил он и серьёзных транспортных сбоев из-за внедрения новой системы, а также уровне надежности базы данных QR-кодов. Сбои на портале Госуслуг, где как раз и находятся коды, многие граждане почувствовали на себе около месяца назад.

Руководитель Центра развития региональной политики политолог Илья Гращенков не исключает, что корректировка может коснуться всех видов транспорта.

- Опыт Казани показал, что не в состоянии транспортная система (даже не межрегиональная или международная) сталкиваться с такой пропускной способностью по QR-кодам.

«СП»: - Почему на уступки пошли, в первую очередь, авиаотрасли, а не РЖД?

- Потому что это просто банкротит авиакомпании, которые не 100-процентно дотируются государством. «Аэрофлот», помимо дотаций, еще получает 4 млрд. за пролет зарубежных авиакомпаний за пролет над территорией России. В таких условиях еще можно выжить, но остальные просто бы закрылись.

Alitalia, например, закрылась. Скорее всего, нашу небольшую десятку авиаперевозчиков решили вывести, иначе бы мы лишились транспортных компаний.

РЖД - все-таки монополисты и никуда не денутся, но думаю, в отношении них также возможна корректировка. Думаю, и в отношении остального транспорта пересмотрят.

Очевидно, что ни гаджеты не готовы, ни уровень интернетизации населения, из-за чего будут постоянные транспортные коллапсы.

«СП»: - Но есть ли смысл вообще спешить с внедрением таких решений, если технически действительно не готовы?

- Конечно, нет. Все закончится, как в Казани: контролеры будут говорить «я вам верю» и т.п. А сторонники куар-кодов будут говорить, что надо всех штрафовать, не пускать и т.д. Не готовы мы.

Советский человек прошел через систему тотального контроля, поэтому очень скептически относится к идеям кодировки и контроля, понимая, что суровость российских законом компенсируется необязательностью их исполнения. Если в Москве под камерами еще могут людей мучить, то в небольших городах, скорее всего, на это забьют.

«СП»: - Учитывая и общественный резонанс, и вероятные технические проблемы, и, видимо, давление бизнеса, пойдут ли инициаторы на уступки и вообще отказ от этих законопроектов?

- Думаю, что не откажутся, потому что это часть глобального мейнстрима. Все в какой-то мере хотят его реализовать. Единственное, что могут не успеть. За рубежом green pass уже действуют. У нас это с опозданием на год собираются вводить. Весной 2022 года пандемия опять пойдет на спад, сейчас уже говорят, что вирус себя изживает, что «омикрон» не так опасен, плюс таблетки придумывают.

Получается, что разговоры о тотальной вакцинации и коллективном иммунитете становятся не столь актуальными и QR-код как средство принуждения к вакцинации в момент его введения уже не так нужен. Вопрос и в том, успеют ли сделать инфраструктуру.

Некоторые говорят, зачем отменять QR-код, его можно использовать для всего подряд – контролировать ВИЧ, гепатит, преступников и т.д. Официальная власть по этому поводу пока не заявляла ничего, кроме как использовать QR-код для борьбы с пандемией, но ключевым становится вопрос – а для чего они все-таки вводятся? Для борьбы с пандемией или это общемировая практика, которую хотят внедрить?

Эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев обращает внимание, что авиаперевозки относятся к перечню отраслей, в наибольшей степени пострадавших от пандемии.

- Представители отрасли еще не оправились от ущерба, нанесенного локдаунами и сокращением масштабов международных перевозок. В этих условиях введение QR-кодов может отправить отрасль в нокдаун (сопутствующий ущерб оценивается в пределах не менее 15 млрд. рублей ежемесячно). Пересмотр Минтрансом своей позиции позволит хотя бы частично сократить убытки перевозчиков. В ведомстве прекрасно осознают издержки внедрения QR-кодов, но руководство министерства не может существенным образом отклоняться от «генеральной линии партии».

«СП»: - Речь идет об авиасообщении, но непонятно, что с железнодорожными. На ваш взгляд, РЖД, в отличие от авиакомпаний, все устраивает или по умолчанию корректировка коснется и железнодорожных перевозок?

- Вряд ли руководство РЖД устраивает первоначально предложенная Минтрансом модель проезда по QR-кодам. Однако компания находится в достаточно специфической ситуации. Львиную долю ее доходов обеспечивают грузовые перевозки. Чисто экономически РЖД может позволить принести пассажиропоток в жертву новым ковидным ограничениям. При этом представители авиаперевозчиков в рамках диалога с Минтрансом могут сослаться на консолидированную позицию ряда крупных компаний. РЖД – это почти монополист, и потому ее руководство в рамках критики позиции министерства может сослаться лишь на свое мнение. Остается надеяться, что корректировка правил будет распространена и на железнодорожные перевозки хотя бы по политическим соображениям.

«СП»: - Ждать ли пересмотра и других позиций в этих законопроектах, учитывая общественный резонанс? Или и вовсе отказа от их принятия?

- Можно ожидать, что власти начнут выдавать сертификаты о вакцинации по факту наличия определенного уровня антител для переболевших бессимптомно. Вероятно, откажутся и от проверок QR-кодов в городском общественном транспорте (в обмен на ужесточение масочного режима). Однако отказ от принятия законопроекта вряд ли возможен. Вероятнее всего, власти будут действовать в рамках того же алгоритма, что и в случае пенсионной реформы.