Год катастроф: какие потери понесла российская малая авиация в 2021 году

Авиационный транспорт статистически считается самым безопасным – шансов погибнуть в аварии с автомобильным транспортом у пассажиров гораздо выше. Тем не менее, авиакатастрофы всегда вызывают большой общественный резонанс, вызывая панику у людей и дополнительную прибыль у психотерапевтов, специализирующихся на лечении аэрофобии. И уходящий год для российской авиации оказался удручающе богат на катастрофы. Печальные итоги года в отрасли – в материале ИА DEITA.RU. 8 мая на Камчатке произошло крушение вертолёта Ми-2. Большого резонанса катастрофа не вызвала – возможно, из-за малого количества жертв. Вертолёт выполнял коммерческий рейс, на борту находились только пилот и пассажир – местный бизнесмен Андрей Пятко. Он доставлял продукты на базу «Федерации рыболовного спорта Камчатского края». Причиной крушения назвали ошибку пилота, который не принял решение возвращаться на аэродром при неблагоприятных метеоусловиях. Первой громкой катастрофой стало крушение 6 июля самолёта Ан-26 «Камчатского авиационного предприятия». Он выполнял регулярный рейс из Петропавловска-Камчатского в посёлок Палана, но чуть-чуть не долетел – самолёт разбился о склон сопки при заходе на посадку. На борту находилось 28 человек, включая шестерых членов экипажа, все погибли. По предварительным данным, сгубила всех самонадеянность экипажа – пилот мог пойти на снижение в условиях низкой облачности, исключающей визуальный контакт и землёй. 16 июля пропал с радаров самолёт Ан-28 авиакомпании «СиЛА», выполнявший регулярный рейс из города Кедровый в Томск. На борту находилось 18 человек, включая четверых членов экипажа. По предварительным данным, у самолёта начали отказывать двигатели при обледенении самолёта, однако экипаж смог посадить воздушное судно в болотистой местности. Расследование показало, что, во-первых, самолёт практически исчерпал летный ресурс (иначе говоря, изрядно поизносился спустя десятилетия эксплуатации). Во-вторых, был нарушен режим руда и отдыха пилотов – экипаж выполнил 10 рейсов подряд без перерыва, причём последний рейс перед катастрофой длился почти 11 часов. 12 августа самолёт Ми-8, выполнявший частный рейс к вулкану Ходутка, упал в Курильское озеро. На борту находилось три члена экипажа и 13 пассажиров – туристы из Москвы и Петербурга и гид. Выплыть смогли двое членов экипажа, экскурсовод и пятеро туристов. После крушения деятельность авиакомпании «Витязь Аэро», специализирующейся на туристических перевозках, была приостановлена. Туристическая отрасль края несла колоссальные убытки, потому что остальным перевозчикам передали регулярные рейсы «Витязя», ни у кого не осталось свободных воздушных судов, чтобы показывать гостям региона Долину гейзеров. В крае решили создать новую авиакомпанию с более современным воздушным парком, пока репутация Камчатки как столицы авиакатастроф не отпугнула и без того немногочисленных туристов. Ровно через месяц, 12 сентября, неудачно выполнил жёсткую посадку в Иркутской области самолёт L-410 – резервное воздушное судно авиакомпании «СиЛА», принадлежавшее забайкальской авиакомпании «Аэросервис». При выполнении рейса Иркутск – Казачинское у самолёта, по предварительным данным, отказала техника. Пилот успел заявить об этом диспетчеру и пошёл на посадку в тайге, рухнув с минимальной высоты. Из 16 человек на борту погибли четверо, в том числе один из двух пилотов. Но не единой Камчаткой пополняются грустные хроники дальневосточной малой авиации. 22 сентября очередной Ан-26 разбился в Хабаровском крае в Большехехцирском заповеднике. Воздушное судно с шестью членами экипажа на борту выполняло технический полёт для проверки систем связи. Самолёт завершил полёт об гору Хребтовую, вероятно из-за ошибки экипажа, повернувшего Ан-26 не в ту сторону. Ушлые хабаровчане пытались нажиться на катастрофе, водя нелегальные экскурсии к месту крушения. Без катастроф дальневосточная малая авиация выдержала почти двое суток, и в ночь с 23 на 24 сентября разбился военный вертолёт Ка-27, принадлежавший ФСБ. Останки вертолёта нашли на склоне горы Острая в Елизовском районе Камчатского края. 3 ноября разбился грузовой самолёт Ан-12 белорусской компании «Гродно». Воздушное судно, доставлявшее груз из чукотского посёлка Кепервеем в Иркутск, вышло из-под контроля под селом Пивовариха в Иркутской области. Пилоты пытались вывести его на второй круг при заходе на посадку, но безуспешно – самолёт разбился в лесу, погибли все девять человек на борту. Предполагается, что самолёт не проходил обработку против обледенения, а в полёте ледяной дождь вывел из строя часть элементов воздушного судна. Наконец, халтурная противогололёдная обработка является потенциальной причиной инцидента с самолётом Airbus A321neo, 2 декабря выполнявшего рейс Магадан – Новосибирск. Вероятно, «Аэробус» обработали дешёвым автомобильным антифризом, который испарился с корпуса в полёте. Обледенение привело к отказу части приборов, дело закончилось вынужденной посадкой в Иркутске. Пострадавших нет. Есть уголовные дела по этому инциденту. Таким образом, репутация российской малой авиации оказалась подмочена ещё сильнее, чем раньше. Многие пассажиры предпочли бы «летающим маршруткам» поезда или автобусы, но во многие удалённые посёлки альтернативных наземных рейсов попросту нет, и даже если на маршруты выставят технику ещё более престарелую, им всё-таки придётся пользоваться услугами инфернальных внутрирегиональных авиакомпаний.

Год катастроф: какие потери понесла российская малая авиация в 2021 году
© Deita.ru